Глава Толдот — Духовный уровень человека

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

381
духовный уровень

«И толкались сыновья в утробе ее» (Берешит, 25:22).

«»Толкались»– наши мудрецы объясняют, что, когда Ривка проходила мимо ешивы Шема и Эвера, Яаков толкался, желая выйти, а когда проходила мимо домов идолопоклонства – Эсав толкался, желая выйти» (Раши).

Таким образом, наши мудрецы объясняют, что уже в животе матери Эсав и Яаков отличались своими качествами. Возникает вопрос: какие претензии можно предъявлять к Эсаву, если он обладал врожденными плохими качествами?

Однако нужно знать очень важный принцип: каждый человек порой обнаруживает себя в тяжелом духовном состоянии. Он возмущается: «Так нечестно!» Тем не менее ему следует знать, что само по себе это состояние не обязательно хорошее и не обязательно плохое. Только сам человек определяет, хорошо оно или нет.

Например, у человека «слабая голова»: плохая память, да и соображает он не очень. Это благословение или проклятие? Зависит от того, что человек сделает с этим. Если он трудится и напрягается, чтобы понять хоть несколько строк Гемары, и, в конечном итоге, достигает того, что полностью понимает тему Гемары – он, конечно, должен восхвалять и прославлять Всевышнего за то, что Тот создал его без всяких талантов. Тем не менее, он упорно учится, прилеплен к Творцу, и Всевышний удостоил его принять, как следует, бремя Торы и заповедей.

Если же он не пытается трудиться над Торой, а решает: «Поскольку мне тяжело учиться, нет у меня никаких шансов преуспеть», заранее отчаивается, для него отсутствие талантов – это проклятие. Однако само по себе это не проклятие и не благословение. Только сам человек решает, что делать со своей головой, как ею пользоваться.

Еще один пример: человек живет в не очень хорошем окружении, например, в светском районе и т. п. Это благословение или проклятие? Мы видели не одну еврейскую семью, которая жила в нехороших районах, и именно благодаря этому их дети выросли великими мудрецами Торы. Поскольку родители берегли и охраняли их от нежелательного влияния, постоянно учились с ними, и в результате такого огромного вклада дети выросли просто замечательными! С другой стороны, если еврей живет среди нехороших соседей, и дети его крутятся на улице, некоторые из них портятся.

Если так, спросим: плохие соседи – это благословение или проклятие? Здесь тоже ответ будет: зависит от самого человека, что он делает в ситуации, в которую попал.

Есть те, кто высказывают претензии Всевышнему: Творец всех миров, почему вдруг Ты решил дать мне родиться в таком поколении? Если бы я жил в поколении Виленского Гаона и был бы его соседом напротив, все было бы по-другому.

А кто сказал, что лучше родиться в соседстве с Виленским Гаоном, чем в какой-то заброшенной деревушке в нашем поколении? Может быть – да, а может и нет, все зависит от того, что с этим делают. Если человек вырастает в большого мудреца Торы – это лучшее благословение, которое он мог получить от Творца, благословен Он.

Этот принцип чудесным образом изложен в словах наших мудрецов в трактате Нида (16б). Они говорят, что при создании человека Всевышний постановляет, кем он будет: умным или глупым, сильным или слабым, богатым или нищим. Но будет ли он праведником или злодеем – этого Всевышний не постановляет!

Человек может удивиться: как это не постановляет? Если я нищий, глупый и слабый, наверняка стану злодеем! Нет, это ошибка! Человек может взять свою глупость, нищету, слабость, – и стать большим праведником, чем стал бы, будь богатым, умным и сильным!

Теперь мы можем и ответить на вопрос о Яакове и Эсаве: если уже в утробе матери Яакова тянуло в бейт-мидраш, а Эсава – к идолопоклонникам, то где тут справедливость?

Ответ заключается в следующем: верно, каждый из них стартовал со своей исходной точки. Но Эсав со своими отрицательными качествами мог подняться над ними. А Яакову его сила святости могла стать препятствием. Другой человек на его месте, на его духовном уровне, когда вошел бы в ешиву Шема и Эвера, мог вообще не напрягаться и не учиться четырнадцать лет подряд, практически без сна, ведь он и так гений, – праотец Яаков! Что будет, если он немножко поспит? Он же и так уже знает всю Тору, которую выучил у своего отца Ицхака!

Но нет! Наш праотец Яаков сам установил для себя такой порядок. Он трудился над Торой, и вырос, став одним из наших святых праотцов, столпом Торы!

Ничто не может «заставить» человека стать злодеем или праведником. Только сам человек, силой своих деяний, устанавливает свой духовный уровень – к добру или наоборот.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48271