Кдошим — Всевышний тоже «твой ближний»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

414
благодарным

Недельная глава Кдошим

«Люби ближнего, как самого себя. Я – Г-сподь!» (19:18)

Известны слова рабби Акивы на стих: «Люби ближнего, как самого себя. Я – Г-сподь!» «Это великое правило в Торе». Фундаментальное правило всей Торы: человек должен относиться к другим с любовью.

Однако Раши на Гемару Шаббат (31а) освещает этот стих по-другому. Вот, что он пишет: «Ближний – это Всевышний, как сказано в Мишлей (27:10): «Твоего Ближнего и Ближнего твоего отца не оставляет». Тем самым и заповеди, относящиеся к сфере между человеком и Всевышним, тоже включаются в это правило «люби ближнего, как самого себя».

Объясним это: Всевышний, благословен Он, создал свой мир и вложил в него форму отношений творений с Творцом согласно отношениям «между человеком и человеком».

Обязанность выполнять заповеди – это выражение благодарности за Его великое милосердие к Его творениям. Когда человек берет фрукт и ест без благословения – он подобен тому, кто крадет чужое. Когда молится – он должен стоять в страхе и трепете, подобно тому, как стоят перед царем. А когда он молится без душевного настроя – он оскорбляет честь Царя. Так же, как о жертвах было велено не приносить в жертву животное с изъяном, так и молитва без душевного настроя – это неуважительное отношение к Царю. И так во всех заповедях.

Всевышнему, конечно же, не нужны наши деяния, однако наше отношение к заповедям должно быть уважительным, как будто это вопрос отношений с другими людьми.

Первое требование к человеку относится к Всевышнему. Требование таково: «Будь человеком!» Как ты должен относиться к Тому, Кто дал тебе жизнь, здоровье, тело и его органы? Он дает тебе и еду, и одежду – относись же к Нему хотя бы так же, как бы ты относился к филантропу, помогающему тебе финансово. Всевышний лечит тебя во время болезни – благодари Его хотя бы таким же путем, как ты благодарил бы врача в больнице.

Недостаток в исполнении заповедей и выражения благодарности ко Всевышнему как бы наносит ущерб Ему и Его почету, и Он как бы расстраивается и переживает из-за такого отношения к Нему.

Поэтому ангелы-служители называют Его «обиженный Царь» (Оцар мидрашим, Эйхалот, стр. 119), что Он как бы терпит обиду от творений.

Получается, что заповеди «между человеком и Всевышним» параллельны заповедям «между человеком и человеком», и заповедь «люби ближнего» относится также и ко Всевышнему. Это важный принцип, и его знание должно влиять на форму выполнения заповедей и на силу, побуждающую их выполнять.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90689