Недельная глава Кдошим
«Не надевай шаатнез – одежду из смешанной, шерстяной и льняной ткани» (19:19)
Одежда еврея должна быть особенной в трех вещах: во-первых, быть скромной, в отличие от современной моды, которая вся направлена на то, чтобы пробуждать низменные мысли и низкие страсти и позорить все святое. Во-вторых, следует остерегаться носить запрещенную Торой одежду, и именно – одежду, в которой смешаны шерстяные и льняные нити, что называется шаатнез. Этот запрет по строгости не уступает запрету есть свинину. Третье – необходимо носить одежду, связанную с заповедями, а именно – цицит, которая приравнивается ко всем заповедям, вместе взятыми.
Нам может показаться, что одежда – это все лишь внешнее, а поэтому не такое уж важное дело. Однако на самом деле есть здесь глубокий внутренний смысл, и именно поэтому она занимает важное место в служении Творцу.
Обычно мы считаем, что одежда служит для того, чтобы защищать человека от внешних невзгод – холода, жары и т.п. Но в действительности одежда служит и для защиты внутренней сути человека, и это очевидно: мы видим своими глазами, что тому, кто одет в одежду, указывающую на его причастность к соблюдающим Тору и заповеди, неловко общаться и находиться в обществе людей, сбросивших с себя бремя Торы. Так что здесь есть большая защита от всяческого дурного влияния. Разве он сможет войти в некошерный ресторан или в какое-то другое сомнительное заведение? Тем более, человек, который одет, как раввин.
Все это вовсе не случайно, в одежде есть святость, охраняющая человека от грехов.
Первые, кто надели одежду, были Адам и Хава, как сказано: «И сделал Б-г человеку и его жене кожаные одежды и одел их». Наши мудрецы говорят, что слова «кожа» (עור) намекает на слово «свет» (אור), и тот, кто одет скромно, и со святостью заповеди, всегда одет в одеяние света.
Одежда Адама и Хавы была одеждой, которую даровал им Всевышний, это были «рубашки» из света. Так что тот, кто заботится о том, чтобы его одежда была подобной одежде Адама и его жены, а именно, покрывает голову согласно закону Торы, носит скромную одежду и обувь, с головы до ног одет и окутан сияющим светом святости.
А тем более – одежда, связанная с заповедью, например, цицит. Это настоящая «рубашка света», спасающая человека от опасностей, подобно мезузе, охраняющей дома евреев. Так же и покрытие головы, являющееся венцом человека и свечой Г-спода, горящей на его голове. И они спасают нас от всех опасностей этого мира.
Перевод: г-жа Лея Шухман