Недельная глава Ки Теце
«Если будет у человека сын буйный и непокорный, не повинуется отцу и матери…» (21:18)
Буйного и непокорного сына не наказывают, пока он не украдет и не съест трейтеймар (большая порция) мяса и выпьет половину лога вина (лог – около 360 г). Однако, нужно учитывать, что вино в те времена было очень крепкое, и этого количества было достаточно, чтобы хорошо напиться ( прим. пер.). И убивают его из-за того, к чему он, в конце концов, придет. Тора видит, чем все кончится: он неизбежно разбазарит имущество своего отца, учиться не сможет и в итоге станет грабителем, подстерегающим людей на дороге. Так что Тора говорит: «Пусть лучше умрет, пока он еще невинен, чем умрет преступником».
Буйный и непокорный сын еще считается «невиновным». Проблема у него не грехи, а то, что он тянется за своими страстями. Тора видит, к чему это его приведет и каким будет его конец.
Мы тоже привыкли, что основная наша проблема – это грехи, но на самом деле основной момент, с которым мы должны справиться – это точка выбора, какие удовольствия мы выбираем получать, «поворот» в сторону Всевышнего, как сказано: «наслаждаться Всевышним».
Современный мир, в котором мы живем, открывает перед нами океан удовольствий. Игры, компьютеры и т.п. Все эти вещи, которые, на первый взгляд, не особенно вредят, представляют собой страшную опасность для народа Израиля.
Эта опасность подобна своей серьезностью той, которую в свое время вызвало «просвещение» и реформа около двухсот лет назад. Просвещение тоже началось с очень маленьких изменений. Появились книги – не отрицающие Тору, а просто всякая ерунда, и еврейские дети стали их читать. Даже сами «просветители» не отрицали Тору на первом этапе, а только на втором. Изменения вначале были размером с волосок – но это было подобно тонкому лучу, который направлен в сторону – от Всевышнего.
Были великие мудрецы Израиля, которые из-за тонкости изменения, которое внесло просвещение в начале своего пути, даже не обратили на него внимания. Но прошло не так уж много времени, как вся эта порча, духовная разруха и гниль, которую принесло на своих крыльях просвещение, настолько распространились в народе, что у Всевышнего как бы “не осталось выбора” – Ему пришлось стереть все это посредством страшной Катастрофы и строить все заново.
Великий рав Мордехай Ман рассказывал, что в его городе было всего лишь два юноши – учащихся ешивы. Когда он возвращался домой на пасхальные каникулы, боялся выходить на улицу: быть учащимся ешивы было просто позорно! Это было результатом тонкого «поворота в сторону» от Всевышнего, который начало просвещения.
Как тогда, так и сегодня – есть некий поворот, некий взгляд, пусть даже мельком, в сторону. Это представляет собой страшную опасность для народа Израиля. Нужно понимать, что опасность заложена не только в фильмах или компьютерных играх. Опасность есть и в самых простых, абсолютно кошерных удовольствиях. Поскольку вопрос не в том, что можно, а что нельзя, а в какую сторону мы смотрим. Весь гишмак (вкус, удовольствие) нужно находить в самой Торе, в том, чтобы Тора заполняла всего человека. А если нужно физическое удовольствие — у нас есть святой Шаббат и праздники.
К большому сожалению, центральная тема и единственная цель, которая занимает многих из нас – это погоня за наслаждениями. Многие из нас постоянно ищут моменты удовольствия. Но на самом деле еврей должен быть направлен всем своим существом только в сторону Всевышнего.
Перевод: г-жа Л. Шухман