Мишпатим — Обращаться к Всевышнему, как сирота

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1658

Недельная глава Мишпатим

«Если ты будешь притеснять кого-то из них [вдову или сироту], а он, воззовя, воззовет ко Мне, Я услышу его крик…» (Шмот, 22:22).

Из этого стиха мы можем выучить великий и глубочайший принцип в молитве.

Возникла какая-то проблема, например, человеку срочно нужна большая сумма денег, и вот он бежит от одного (кто может помочь – прим. пер.) к другому, а еще молится, просит Всевышнего тоже помочь, и еще обращается к праведникам, чтобы получить их благословение. Или у него дома кто-то заболел, и он прикладывает все усилия: идет к врачу и берет разные лекарства и т.п., а также приумножает молитву, считая это частью своей обязанности прикладывать усилия, – все это похоже на бедняка, обивающего пороги. Ведь когда бедняк ищет помощи из многих разных источников, в том числе – и к такому-то богачу взывает за помощью, то по закону тот обязан дать ему лишь какую-то небольшую сумму, и не обязан давать много (см. Рамбам, «Законы подарков бедным»). Точно так же и с молитвой: когда человек занят приложением усилий во всех сферах, и, в том числе, приступает к молитве, поднимая глаза к небу, то по закону ему дают «малую сумму».

Это значит, что и Всевышний немного поможет ему, как писал Рамбам: «Запрещается не давать ему (нищему) ничего, нужно дать хотя бы один плод инжира, как сказано “дабы не ушел несчастный пристыженным…”». Но более, чем нечто малое, ему не обязаны давать, ведь у него есть (еще) у кого взять, и он вполне справляется сам…

Это известный момент, который каждый может ощутить, если только обратит внимание: когда приходит бедняк, чрезвычайно нуждающийся, и просит большое пожертвование, богач дает какую-то мелочь и отправляет его.

Давайте-ка посмотрим, о чем думает богач, когда провожает просителя до двери: «Да он справится и без меня – с голоду же не умрет!». Точно так же, если вы спросите самого большого скрягу, который закрывает дверь перед нищим: о чем он думает, оставляя того ни с чем? Он не думает: «Какая мне разница, пусть умирает с голоду!», нет, он думает: «Почему это он пришел именно ко мне, пусть идет просить у других!» Если же очевидно, что этому бедняку больше не к кому обратиться, то лишь жестокий и бессердечный убийца оставит нищего ни с чем.

Точно так же и по отношению к Всевышнему: когда человек приходит и «падает ниц» перед Творцом с просьбой смилостивиться над ним, потому что ему не к кому больше обратиться, и если Всевышний не пожалеет его, он останется со своей проблемой навсегда, — Всевышний сразу же жалеет и дает необходимое.

Это и есть молитва – нипуль (от слова липоль, «упасть»), т. е. человек целиком и полностью падает перед Ним, совершенно аннулируя свое «я», как бы говоря: «Все мое спасение – только от Тебя, Благословенный, и никто другой не может меня спасти», как Эстер, упавшая ниц перед царем, ведь только он – царь, и никто, кроме него, не может отменить то страшное постановление. [Т. е. человек четко осознает, что все его попытки что-то сделать самому не стоят ничего, если не будет милосердия Творца помочь ему – прим. ред.] Такой же, в простом смысле, была и вызывающая трепет молитва Хони а-Меагеля, который очертил вокруг себя круг, и сказал Владыке мира: «Клянусь Твоим великим Именем, что не сдвинусь отсюда, пока Ты не смилостивишься над Своими детьми!» То есть он установил посредством клятвы и с абсолютно ясным пониманием: он – не нищий, обивающий пороги, и один-единственный, кто может его спасти – это Всевышний, благословен Он. Поэтому, само собой разумеется, Всевышний смилостивился над ним.

Именно таким образом мудрецы объясняют, почему Всевышний (больше, чем к другим) прислушивается к молитве-крику сирот и вдов: потому что они взывают только к Нему, ведь им больше не к кому обратиться!

Поэтому Всевышний слышит их и отвечает им. Как замечательно точен язык Торы – в книге Шмот (22) сказано: «Если ты будешь притеснять кого-то из них [вдову или сироту], а он, воззовя, воззовет ко Мне, Я услышу его крик…» Сказано «воззовя, воззовет» (в оригинале употреблено слово цаака — крик, вопль – прим. пер.) – то есть дважды. Почему? Потому что обычно человек взывает к Всевышнему один раз, и если Всевышний не помогает – идет искать другие способы решить проблему. Но сироте и вдове не к кому обратиться, поэтому они взывают к Творцу, и снова взывают, и Всевышний удовлетворяет их просьбы.

Поэтому каждый должен представить себе, как будто он — сирота, как сказано: «Ведь отец мой и мать моя оставили меня, а Всевышний меня подберет», то есть ему больше не к кому обратиться, кроме как к Всевышнему.

Он не взывает к Творцу, а потом идет и ищет другие пути, но лишь взывает к Нему, и снова взывает к Нему – и Всевышний, вне сомнения, исполнит его просьбу.


http://www.beerot.ru/?p=44960