Недельная глава Пинхас
«А в день Субботний – две овцы первого года без порока» (Бемидбар, 28:9).
Тосафот приводят здесь из Мидраша, что наши мудрецы обращают внимание на тот факт, что среди всех мусафов (дополнительных жертв праздничных дней и новомесячья) нет такого малого, как в Шаббат. Ведь в любом мусафе есть хотя бы один бык, один баран и семь овец, а в Шаббат приносят в жертву лишь две овцы.
Мудрецы говорят, что Суббота стала жаловаться Всевышнему, почему ей добавляют такую маленькую жертву. Ответил Всевышний, что именно это – более всего достойная для нее жертва, ведь все, что касается Шаббата – двойное: двойная песнь «Мизмор —песнь на день Субботний», двойное наслаждение: «И назовешь Шаббат наслаждением, чтобы освящать Г-спода почитаемого», двойное наказание: «Нарушающий его смертью умрет», двойной хлеб – «лэхэм мишнэ». Поэтому и субботней жертве подходит быть двойной – «две овцы без порока».
Приведем пример: царь велел слугам приготовить трапезу для его сына, мол, приготовьте разные блюда. Спросили слуги: «А что приготовить для вашего величества?» Сказал им царь: «Что вы приготовили моему сыну?» Ответили слуги: «Такие-то и такие-то блюда». Сказал царь: «И мне приготовьте то же самое, не более, чем приготовили для моего сына».
Смысл этого видится таким: святой Шаббат называется «вечным союзом», а именно —связью между народом Израиля и их Небесным Отцом.
Причем они связаны и близки до такой степени, что Всевышний как бы «подстраивает» Себя к нам, как в примере с царем, который из любви к сыну не просит для себя царской трапезы, ведь тогда он не сможет быть с ним вместе из-за величия ситуации. Наоборот — он участвует в трапезе сына, чтобы быть рядом с ним и наслаждаться близостью к нему.
В этом и заключается смысл того, что все деяния Шаббата – двойные, а именно – парные: одно – Всевышнему, одно – нам.
Ведь Шаббат подобен Святой Святых в Храме, где два крувим обнимают друг друга: один символизирует Всевышнего, а второй – народ Израиля, показывая величайшую любовь между нами и нашим Создателем. И даже сейчас, когда из-за наших многочисленных грехов, Храм разрушен, эта любовь проявляется в святой Шаббат.
Так что, если семнадцатое Тамуза или девятое Ава выпадают на Шаббат, мы едим мясо и пьем вино, и не проявляем никаких признаков траура по разрушению Храма. Ведь Шаббат сам по себе – подобие Храма.
В этот день любовь, ощущавшаяся в Бейт-Микдаше, возвращается к нам посредством соблюдения Шаббата, и поэтому траур по нему само собой отменяется.
Отсюда мы видим, насколько нужно быть осторожными в уважении к Шаббату: не только не нарушать его, не дай Б-г, даже легким движением, что само по себе очень непросто из-за множества его законов, и каждый еврей обязан уделять особое внимание изучению законов Шаббата – но еще и не отвлекаться от святости Шаббата, занимаясь или читая вещи, связанные с буднями. Ведь Всевышний здесь, вместе с нами, поэтому весь день следует посвящать словам святости и учебе Торы.
Перевод: г-жа Лея Шухман