Точка свободы выбора

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

776

«Этот месяц будет для вас началом всех месяцев» (Шмот, 12:2).

Первая заповедь – основа всех заповедей

Заповедь отсчитывать новомесячья – это первая заповедь, которую получил народ Израиля, как говорит Раши в своем комментарии в начале главы Берешит. Известно, что, как правило, начало – это основа и глава продолжению — тому, что приходит за ним.

Давайте же задумаемся, что такого особенного и фундаментального есть в заповеди «Этот месяц для вас»? По какой причине эта заповедь стала прелюдией всей реальности выхода из Египта и корнем всех последующих заповедей?

Суть человека – соединенность с Всевышним

Мы уже довольно подробно разбирали (в беседе «Выход из Египта – рождение народа Израиля»), что египетское рабство было подобно беременности народа Израиля, а выход из Египта был подобен его рождению. И мы сами, каждый год, с приходом праздника Песах, должны как бы родиться заново, стать новыми людьми.

Каково определение понятия «человек»?

Прежде всего, нам следует знать, что «научное» определение человека просто не лезет ни в какие рамки. Ученые утверждают, что человек – это всего лишь животное, обладающие особо развитым мозгом. Это ошибка! Человек – не умное животное, он принципиально другое творение, он отличается от животного по своей сути.

Суть человека заключается лишь в одном: это творение, которое имеет возможность соединиться с Всевышним!

Как можно добиться соединения с Всевышним? Естественным образом – посредством постоянного размышления о Нем, благословен Он, как писал Рамбам в «Морэ Невухим» (ч. 3, гл. 51): «Разум, которым одарил нас Всевышний, это соединение между нами и Им». И в особенности – разговаривая с Всевышним, ведь разговор – это соединение. Как можно разговаривать с Творцом? Посредством Торы или молитвы. Это и есть «живая душа» человека, это и есть «дух разговаривающий» (как переводит это «Таргум Онкелос»), и в святой книге «Зоар» сказано, что речь идет об изучении Торы и молитве. Разговаривая со Всевышним, посредством Торы и молитвы, человек получает статус «живой души».

Это и есть истинная реальность человека.

 Абсолютная свобода выбора

Если мы рассмотрим этот вопрос поглубже, увидим, что определение человека – это, по сути, свобода выбора.

Принято считать, что «выбор» означает выбирать, да или нет. Например, учить Тору или бездельничать. Да, это тоже часть выбора – но не главная его часть. Есть более глубокий уровень выбора, который и является истинным выбором. В наших святых книгах он называется «сознанием» (даат) или «принятием решения» (ахраа).

Когда мы благословляем перед чтением афтары «Благословен Ты… Который выбрал хороших пророков», речь не о том, что Всевышний, не дай Б-г, сомневался, осенить ли Своей Шехиной хороших пророков или плохих, и выбрал хороших. Так же, когда мы говорим «Ты избрал нас из всех народов», речь не о том, что было сомнение между народом Израиля и другими народами, а о том, что этот выбор – выбор абсолютный. Абсолютный выбор Всевышнего – это хорошие пророки и народ Израиля.

Точно так же и человеку дана свобода выбора, и он может абсолютно свободно решить, кто он, и чего желает в жизни. Объясним это в дальнейшем.

В наше время, если в семье есть ребенок, который дерется и обижает других, мама спешит взять его на проверку и лечение к психологу, чтобы тот дал диагноз, почему ее сын ведет себя агрессивно. А каково мнение современных психологов? «Ребенок не виноват. Когда он был маленьким, с ним вели себя таким образом, что у него развилась агрессия. Душевная рана, нанесенная ему в детстве, проявляется сейчас».

«Что ж, — говорит мать, — в таком случае, вина на мне». «Нет, — отвечает ей психолог, — Вы не виноваты». «А кто? — Ваши родители!»

Согласно подходу психологии, никто не виноват, поскольку человек представляет собой цепь реакций, у каждой реакции есть своя причина, у той причины – ее причина, а первопричины нет. Получается, что человек не отвечает за свои действия и не виноват в них. Согласно такому подходу, человек на самом деле — некий высокоусовершенствованный компьютер, действующий в соответствии с тем, какие данные в него загрузили. Это и есть распространенный сегодня подход: человек – это животное, обладающее разумом.

А каков подход нашей святой Торы?

Верно, есть «цепные реакции», но в первой точке существует сила, называемая «свободой выбора», и она абсолютна и не зависит ни от чего.

Всевышний дает человеку силу выбирать, и тот выбирает между добром и злом. Это невозможно понять и постичь, поскольку это точка Б-жественного. Человек делает выбор абсолютно свободно, и это не «цепная реакция», а суть человека.

Обращение к Всевышнему – точка рождения

Эта идея во всей ее глубине приводится в Торе в отрывке «Этот месяц для вас…»

Известно, что луну сравнивают с народом Израиля, а солнце как бы символизирует Всевышнего (так же, как луна получает свой свет от солнца, так и народ Израиля – от Всевышнего). Первая связь луны с солнцем заключается в том, что луна поворачивается в сторону солнца и получает от него свет. Это и есть зарождение нового месяца, новолуние — рош ходеш.

Точно так же и у народа Израиля со Всевышним: когда еврей поворачивается в сторону Всевышнего, это и есть точка его рождения, которая и является точкой выбора. Это глубокая Б-жественная точка, представляющая собой нечто из ничего, образ и подобие Б-га. Это настолько тонкий момент, что никто в мире не видит и не ощущает его, однако именно в нем заложена реальность, называемая «человек». Там начинается все: «это месяц для вас…»

Перед человеком есть две возможности: выбрать Всевышнего или, не дай Б-г, идолопоклонство. Мы знаем, что такое выбрать Творца, а что значит выбрать идолопоклонство?

Представим себе простого человека и спросим его, в чем смысл его жизни, чего он желает в жизни. Он ответит: «Я хочу комфортабельной жизни, без боли, страданий или долгов. Я хочу, чтобы дети доставляли мне радость, и жить хорошей спокойной жизнью». Несмотря на то, что, вроде бы, в его желаниях нет ничего предосудительного, наши мудрецы говорят об этом: «Да не будет у тебя бога чужого, и не поклоняйся богу чужому» (Шаббат, 105б). Какой чужой божок есть в теле человека? Дурное начало. А именно, если человек определяет свою жизнь, как желание удовольствий – какие бы кошерные они не были – это идолопоклонство, поскольку «я» этого человека – это его дурное начало.

Человек обязан выбрать, чтобы определением его жизни была связь с Всевышним.

Физическая точка, ответственная за этот выбор, находится на голове человека сверху, в месте мозга, там, где накладывают тфиллин. Тфиллин, украшающие голову человека сверху, символизируют, что глубинная суть человека – это связь с Всевышним.

Это и есть человек. Присоединить свою первую точку к Всевышнему. Это и есть близость, соединение с Ним, и намек на это дан в стихе «Этот месяц вам».

Другими словами, тот первый выбор называется «первенцем», поскольку человек должен решить, что он ставит на первое место. Народ Израиля родился в тот момент, когда совершалась казнь первенцов, поскольку эту первоначальную точку выбора, точку своего «я», мы получили при выходе из Египта.

Служение Всевышнему разумом

Мы накладываем тфиллин на голову, напротив мозга. Вероотступники, не верящие в Устную Тору, накладывают их между глазами, и есть здесь очень тонкое различие.

Есть люди, которые всю свою жизнь вроде бы выбирают Всевышнего, но это не выбор их «первенства» или их «я», поскольку они ищут Всевышнего не головой, а глазами.

Эти люди желают жить приятной удобной жизнью. Как этого удостоиться? Они понимают, что у этого чудесного мира есть Хозяин, и этот Хозяин будет наказывать их, если они будут нарушать Его волю. Поэтому они учат Тору и молятся Всевышнему, поскольку Он – великий Хозяин, и они понимают, что никогда не получат богатства, здоровья или любого другого успеха без Всевышнего. Как в известной песне, которую раньше матери пели детям: «Тора – самый лучший товар», так и они учат Тору, поскольку это хороший товар.

Тот, кто накладывает тфиллин между глазами, как будто провозглашает, что он видит своими глазами: близость к Всевышнему – это очень хорошо. Но когда человек пользуется тфиллин, чтобы хорошо себя чувствовать – это еще не еврейство.

Глубинная суть еврея выражается в том, что он выбирает Всевышнего, благословен Он, как сказано: «И выбери жизнь». Тфиллин на голове, месте мозга и разума, показывают, что человек дошел до осознания, что он желает быть с Всевышним потому, что Он – это жизнь по своей сути, и он жертвует Творцу свое внутреннее «эго». 

Новолуние – обращение к Всевышнему

Это принцип и заложен в заповеди «Этот месяц будет для вас…» В самом начале жизни человека он должен решить, что он на самом деле хочет, и в какую сторону идет. Это очень тонкий и трудный момент, но в нем и заключается начало всего.

Именно это мы учим из начала месяца. Дав нам заповедь освящать начало месяца, Всевышний намекает нам, что, конечно, в начале месяца у нас еще нет почти ничего, как луна, которую практически не видно в это время, но все, что нам нужно сделать – это повернуться к Всевышнему, который уподобляется солнцу. Возможно, некоторые пренебрегут этим поворотом, ведь он такой крошечный, почти незаметный. Но если мы сделаем его – только вопрос времени, когда из него вырастут большие, важные вещи. Через пятнадцать дней, когда луна будет полной, мы выйдем из Египта, с помощью Его сильной руки, или будем сидеть в сукке вместе с Творцом.

Однако нам следует знать и еще кое-что: даже, когда луна уже полная, когда мы уже ели мацу и марор и сидели в сукке – если мы отвернемся от Всевышнего, как луна отворачивается от солнца, через две недели снова превратимся в нуль!

Получается, что сегодняшнее состояние человека вовсе не определяет всю его жизнь!

Даже если сейчас он – нуль, как только повернется в правильную сторону – будет идти и расти, как луна. Сегодня – ничто, завтра – четверть луны, потом половина, потом целая луна.

С другой стороны, даже человек, который приобрел настоящее совершенство, как только ощутит сытость и скажет себе «ну, надо немного получить удовольствие и от этого мира» – это уже крошечный поворот спиной к Творцу, так что только вопрос времени, когда он опустится со своего высокого уровня, как луна, которая за две недели уменьшается от полной до нуля.

Это и есть первая заповедь: повернуться к Всевышнему! Поэтому освящение месяца, указывающее нам сделать это, и является заповедью, которую Всевышний дал народу Израиля прежде всего.

Эта идея подчеркивается и в самом языке стиха. Сказано: «Этот месяц будет для вас», именно «для вас», поскольку здесь именно вы должны выбрать, куда вы поворачиваетесь.

Поворот к Творцу, благословен Он

Чтобы понять эту идею глубже, давайте постараемся понять, что означает «повернуться ко Всевышнему».

Этот поворот – это самая глубокая точка в человеке, точка наслаждения. Пишет Рамхаль в книге «Месилат Йешарим», что «человек создан не для чего иного, как для наслаждения». Однако он сразу же продолжает и объясняет, что у человека есть две возможности, и он должен выбрать, желает ли он «наслаждаться единением с Творцом, что является истинным наслаждением и великим…», или, не дай Б-г, его желание – «получать удовольствие от материальных страстей и влечений, и если он потянется за ними – будет все больше удаляться от истинного добра».

Получается, что определение нашего «поворота» таково: где мы ищем наслаждения и удовольствия – в доме учения, или, не дай Б-г, снаружи, вне его стен. Тот, кто говорит: «Конечно же, я обращаюсь к Творцу, но не из удовольствия, а жертвуя собой!» – это значит, что на самом деле он еще не повернулся к Всевышнему по-настоящему!

Постоянный поиск возможности наслаждаться единением с Творцом, ощутить «нёбо Его – сахар и мед, и весь Он – как Он желанен мне» (Шир а-Ширим, 5) — это и есть подлинный «поворот» ко Всевышнему. Это очень глубокий момент выбора, в котором заложено все различие между «первенцами Египта» и «первенцами народа Израиля». Это и есть первый пункт Песаха: «Посвяти Мне каждого первенца».

«Привязка» ко Всевышнему – десятое число месяца

Мы говорили о том, чтобы повернуться ко Всевышнему. Однако только лишь поворота совершенно недостаточно. Необходимо продолжить путь.

Как это делается?

Обновление луны, новолуние – это рождение. Однако создание человека или еврейского народа – это процесс.

Всевышний велит: «Десятого числа этого месяца пусть каждый возьмет по одной овечке на род, по одному овну на семью». Это дело нелегкое. Овечка – это символ еврейского народа. А тут еврею говорят, что нужно взять овечку, то есть еврея, и привязать его. Почему? Потому, что недостаточно повернуться к Всевышнему в начале месяца, в новолуние, а потом ходить себе свободным. Обязательно нужно быть «привязанным» к Всевышнему в каждое мгновение, в любое время.

Эту «привязку», правда, делают не сразу после поворота в Его сторону, а только через десять дней, но это направление, и туда нужно идти. Быть связанным с Всевышним крепкой связью, не поворачиваясь ни вправо, ни влево.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=88577