Недельная глава Шлах
«Когда сыны Израиля были в пустыне, они застали (там) человека, собиравшего хворост в Шаббат… Г-сподь сказал Моше: “Этого человека следует предать смерти. Пусть вся община забросает его камнями…”» (Бемидбар, 15:32-35).
Удивительно, насколько строго Тора относится к соблюдению святого Шаббата. Мы не находим подобного ни в одной другой заповеди – чтобы за такое легчайшее действие, всего лишь сбор нескольких веток в поле, Тора наказывала человека одним из самых тяжелых наказаний – скила (побиение камнями).
Человека, который, не дай Б-г, сжигает свиток Торы, со всеми святыми Именами, которые он содержит, не приговаривают к смертной казни. Не казнят и того, кто ест свинину, и тем самым загрязняет и отупляет свою душу. Даже убийца, который убил еврея, хотя и подлежит смертной казни, но не самой тяжелой – казни мечом. А за самый легкий вид запретной работы в Шаббат – например, вытащить косточку из куска рыбы, или отжать намокшую ткань – человека уже приговаривают к скиле, что является самым тяжелым видом наказания и смерти.
Конечно, мы, не дай Б-г, не сомневаемся в законах Торы, но хотелось бы немного прояснить их смысл, чтобы он был лучше воспринят сердцем.
С чем это можно сравнить? К примеру, человек сломал руку или ногу, и врач говорит ему, что нужно оперировать ее, чтобы она срослась правильно. Если, в таком случае, хирург ошибется, и прооперирует конечность на два сантиметра выше или ниже, чем нужно, человек может, не дай Б-г, стать калекой, но, тем не менее, здесь не идет речь об угрозе жизни. Когда же мы говорим об операции на сердце или мозгу, жизненно важных органах человека, источнике его жизни и вместилище его души, самая крошечная ошибка или отклонение на долю миллиметра, могут привести, не дай Б-г, к летальному исходу.
Точно так же – и святая Суббота. Шаббат – это сердце и центр всех видов святости, она называется «источником благословений», это родник и источник любого благословения, любой святости. Его осеняет святая Шехина, он – источник жизненной силы еврейской души.
Поэтому, если, соблюдая Шаббат, человек позволяет себе хоть чуть-чуть отклониться в сторону, это уже является глубоким изъяном в самой глубине сердца и вместилище души его личности. Поэтому это и является таким серьезным несчастьем, ведь здесь страдает его самая глубинная суть, его вера и еврейская святость. Настолько, что сказали наши мудрецы: тот, кто прилюдно нарушает Шаббат, в отношении некоторых законов Торы приравнивается к нееврею!