Шмот — Каждая просьба – жизненно важна!

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

293
слезы матери

Недельная глава Шмот

«И крик-просьба о милосердии (шавъа) к Б-гу (измученных тяжким) трудом поднялся к Нему» («Шмот», 2)

Шавъа – это крик-взывание о милосердии, который издает человек, изо всех сил прося Всевышнего облегчить его беды и восполнить недостающее.

Смысл слова «шавъа» – это просьба о милосердии, когда страдания чрезвычайно велики и горьки. Это нестандартная просьба в истерическом состоянии. Так бывает у женщин: в момент несчастья они просто заходятся в рыданиях, полностью теряя контроль над собой, и выкрикивают одновременно все варианты просьб, на какие они только способны.

Мы видим, что мудрецы применяли слово «молитва», имея в виду просьбу о милосердии, как это видно из перевода с арамейского слов «цлотон у баутон«: «их молитва и их просьба». [Эти слова — «цлотон у баутон» – часть кадиша, который говорят после Амиды. В нем есть особая добавка – взывание ко Всевышнему, чтобы Он принял молитву народа Израиля, и эта молитва называется «их молитва и их просьба» – прим. ред.] Однако, ни в одном из Мидрашей «просьба» не включена в десять форм молитвы.

Есть «шавъа», есть «цаака», есть «бицур» — но просто «бакаша» (просьба) не упоминается. Причина тому – что, по правде говоря, когда мы стоим перед Всевышним и смотрим на вещи истинным взглядом, мы видим, что все наши просьбы – не простые, а на самом деле очень сильные и чрезвычайно необходимые. Получается, в молитве нет места простой просьбе.

На самом деле, посмотрим, что собой представляют наши просьбы? Например, просьба о достатке – она невероятно важна, ведь отсутствие денег приводит к грехам, как сказано («Мишлей», 30:9): «…вдруг обнищаю и стану красть, и схвачусь за Имя Б-га моего!», то есть лживо поклянусь именем Б-га. Каждый из нас, возможно, не слишком бы переживал, если бы ему пришлось питаться одним сухим хлебом. Однако долги и платежи, которые человек не может заплатить, нередко приводят его к воровству, обману, осквернению Имени Всевышнего, нарушению запрета брать и давать ссуды под проценты, раздорам и прочим вещам, за которые человек может попасть в самое страшное отделение Геинома. Точно так же просьба о детях – ведь от этого зависит наша вечная жизнь! Или просьба о физическом здоровье – от этого зависит наше служение Творцу, как пишет Рамбам (гл.4 законы Деот): «ведь здоровое и цельное тело – это от Всевышнего, поскольку больной человек не может понимать и постигать знания о Творце». Получается, что все эти просьбы на самом деле чрезвычайно важны, и их отсутствие – это настоящая великая и вечная беда!

Так что, когда мы стоим перед Всевышним и обращаемся к Тому, Кто – совершенная Истина, мы видим, что все эти просьбы – это просьбы о самом дорогом для нас и нашей жизни в вечности.

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=91730