Эмор — Молитва в миньяне

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

177
корону царя

«И буду Я освящен среди сынов Израиля» (Ваикра, 22:32).

«Сказал раби Хия бар Аба от имени раби Йоханана: “Во всем, что касается святости, должно быть не менее десяти человек”» (Мегила, 23б).

В книгах, посвященных служению Творцу, много говорится по поводу важности общественной молитвы. В книге «Рош а-Гива», наш учитель и наставник рав Пинхас, один из учеников Виленского Гаона, приводит из святой книги «Зоар», что молитва одиночки, – это лишь один цвет, и она не может приниматься так, как молитва общины. Ведь ангел, ответственный за молитвы народа Израиля, создает Оживляющему миры почетную корону, расшитую разнообразными цветами – из молитв евреев [это намек на многообразие духовного света, нисходящего Свыше во все миры в силу молитв евреев]. Из общественной молитвы, включающей в себя разные цвета, можно создать такую корону для Всевышнего, а молитва одиночки – это лишь один цвет, и корона не сможет быть красиво расшитой». Сказано в этой книге и следующее: «По поводу преимущества общественной молитвы: каждый человек создает цвет в меру его праведности, а также в зависимости от живости и радости его сердца в момент молитвы. Есть тот, кто молится с горечью в сердце, и создает черные нити; есть тот, кто молится в своем богатстве, а другой – в бедности; есть тот, кто молится с радостью от выполненной заповеди, а еще один молится после интенсивной учебы Торы; какой-то человек молится, дав до этого цдаку, а другой – раскаявшись, третий – находясь в посту, и не похож оттенок молитвы одного, на оттенок другого. Есть красноречивые уста, создающие бриллианты своей молитвой, а есть уста, которые высекают искры фейерверка и драгоценных камней, и нет числа разнообразию оттенков, исходящих из молитв народа Израиля.

Благословен Знающий тайное, Который видит, что происходит в сердце каждого человека, знает духовный уровень и корень души каждого, и из всех вместе сплетается и вышивается этот роскошный красивейший венец, который будет короной, украшающей голову нашего Б-га [голова намекает на замысел и источник путей правления – прим. ред.]».

Поэтому-то и сказали мудрецы (Критот, 6): «Пост (включающий молитвы – см. мишна Таанит), в котором не участвуют злодеи народа Израиля, не считается постом». Ведь вся краса короны порой будет состоять больше из черных точек, чем из белых, красных или золотых, и без этого невозможно. Корона становится идеально красивой именно тогда, когда соединяются все точки вместе, а если бы в ней не было оттенка черного и т. п. – (она бы уже не была настолько красивой – прим. пер.) Поэтому нам следует выучить урок из поведения нашего праотца Яакова: он был избранным из праотцов, его лик высечен под Престолом Славы Творца, – и все равно он не хотел полагаться только на свою молитву, поскольку был один [хотя душа его включала души народа Израиля – прим. ред.]. Что уж говорить о тех, у кого есть синагога в городе, а они не идут туда молиться в общине? Однако, когда молятся в общине, даже тот, чей духовный уровень невысок – его молитва присоединяется к общественной молитве, и становится частью роскошной короны Оживляющего миры.

Таким образом, очевидно, что общественная молитва обладает невероятным преимуществом по сравнению с молитвой одиночки.

К нашему великому сожалению, есть те, кто не знает этого. Порой бывает, что молодой человек думает: «Я ведь разговариваю с Всевышним, какая разница, делаю ли я это в общине, или в одиночку». И когда он читает слова мудрецов о достоинстве молитвы в общине (Брахот, 8а), он в глубине сердца даже пренебрегает ими, и думает, что все это сказано лишь для простых людей, которым нужны дополнительные средства, чтобы Всевышний принял их молитву. У них, мол, молитва – как некий автомат, «машина», которую нужно заводить согласно инструкции производителя. Но тот, кто удостоился ясно почувствовать близость Всевышнего, – какая ему разница, молиться ли в общине или одному, ведь Всевышний все равно слышит его.

Это страшная ошибка, искаженное мировоззрение, чьи жертвы велики и многочисленны. Конечно же, мы и представления себе не имеем, каким высочайшим духовным уровнем обладали наши предки, поэтому имеем право говорить об их ошибках только для того, чтобы извлечь урок для себя. Тем не менее, судя по всему, это и была ошибка сыновей Аарона – Надава и Авиу, которые в день радости Творца принесли воскурения, которые Всевышний не заповедовал приносить. Это произошло потому, что они ощущали великую близость к Творцу, и поэтому позволили себе повести себя согласно велению их сердец, а не в точном соответствии с сухим законом, как указал им Моше рабейну. Они считали, что эти законы – только для тех, у кого огонь любви к Творцу не горит в сердце, а те, кто любит Его и приближен к Нему, могут действовать так, как указывает сердце. Это и есть ужасная ошибка.

Об этом и сказано: «Близкими Мне Я буду освящен». Всевышний – выше любого восприятия Его, Он свят, и грозно Его имя, и, несмотря на все Его присутствие, Он на самом деле абсолютно скрыт от нас. Как сказано: «Мои мысли не таковы, как ваши мысли», а также: «Не таковы Мои пути, как ваши». И тот, кто желает преуспеть на своем пути, обязан подчиниться путям Небес, даже если они иногда кажутся сухими и далекими от нашего восприятия.

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87400