Ваикра — Об истинных желаниях души

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

172

В первом же комментарии на нашу недельную главу Раши объясняет разницу между словами «ваикар» – от слова «микре», случай – этим словом Всевышний обращается к Биламу – и словом «ваикра» – «позвал, призвал» – так обращается Всевышний к Моше.

Слово «микре», которое мы перевели как «случай», на самом деле не обозначает чего-то случайного, поскольку ничто в мире само по себе, «вдруг», не происходит, а только лишь по воле Всевышнего. Слово «микре» состоит из тех же букв, что и «рак ми Ашем», только от Всевышнего, и означает нечто, что не происходит постоянно. По-русски это наиболее приближено к понятию «одноразовое». Поэтому, когда мы читаем, что «Всевышний “случился” Биламу», мы понимаем, что это был единовременный контакт, нужный для конкретной цели. Когда же мы читаем «ваикра», мы видим здесь постоянную, истинную связь между Всевышним и Моше Рабейну. Более того, Моше мог говорить со Всевышним постоянно, когда чувствовал в этом необходимость, особенно до греха разведчиков.

Мы говорили раньше о том, что, когда говорится в Торе о жертвоприношениях, корбанот, то имеется в виду также и духовный аспект – человек, в первую очередь, должен принести на жертвенник Всевышнего часть себя. Этому есть подтверждение во втором стихе нашей главы, в словах «который принес из вас жертву». «Из вас» – «из себя»; принося жертву из своих животных, человек должен иметь в виду себя.

В третьем стихе мы читаем непонятные слова. Вначале говорится о том, что если человек освятил что-либо, то он обязан (т.е. его вынуждают) принести это в жертву; дальше же написано, что он по своей воле приносит это в жертву. Раши говорит, что человека заставляют, пока он не скажет «я хочу». Это трудно понять, и в голову приходит параллель с недавним прошлым, методами «выбивания» нужных показаний из свидетелей и поголовным применением на производственных соревнованиях «добровольно-принудительного метода».

Безусловно, не это имеется в виду.

Поняв этот стих, мы поймем величайший принцип отношений нашего народа со Всевышним.

В Ташлих, молитве у воды в Рош а-Шана, мы говорим: «наше желание – исполнять Его волю». В этом – особое величие еврейских душ: они хотят исполнить волю Творца. Однако у каждого из нас есть дурное начало, которое объясняет человеку, что он хочет чего-то другого. Дурное начало подавляется именно тем, что человека заставляют исполнить волю Всевышнего. Это многократно проверено жизнью – человек делает что-то правильное по принуждению, а потом радуется тому, что он это сделал! Так, один мой знакомый хотел сделать себе брит мила, но боялся. Когда он решил создать семью в Израиле, ему пришлось обратиться в раввинат за подтверждением еврейства, а раввинат потребовал от него брит мила. Фактически, его принудили сделать обрезание, но позже он сказал мне, что очень этому рад, и если бы не свадьба, неизвестно, когда бы он решился исполнить эту заповедь.

Глубокое, внутренне состояние нашего народа – быть народом Творца, наша жизненная сила – «хаим бирцоно», исполнение Его воли.

Это – наше наследие, которое перешло к нам от праотцев, Авраама, Ицхака и Яакова. Это наследие глубоко сидит в душах нашего народа, нам надо лишь научиться доверять ему. Звучит просто, но на пути следования этому совету крепко стоит родившееся вместе с нами дурное начало, усиленное приобретенными извне привычками – наследием долгих лет изгнания. Все это привело к тому, что наше внутреннее стремление исполнить волю Творца зачастую подавлено, и человека надо принудить, чтобы оно раскрылось. Ведь под любым отказом служить Творцу всегда скрыто истинное стремление души служить Ему.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53402