Глава Бешалах — «Сухие кости»

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

293
пророк хагай

Сказано в Торе «И было: когда отпустил Фараон народ, не повел их (Б-г) близкой дорогой через страну филистимлян, так как сказал Б-г: «Не передумал бы народ при виде войны и не вернулся бы в Египет»» (Шмот, 13:17).

Этот перевод основан на Раши, в дословном же переводе этот стих звучит иначе: не повел их (Б-г) дерех (по дороге) страны филистимлян поскольку каров (она близкая). Слово дерех обычно женского рода, и потому надо было бы написать не каров (близкий), а крова (близкая). На основании этой «неточности» Мидраш Раба дает дополнительное объяснение этого места, основанное на другом понимании слов «ки каров». Говорит Мидраш, что эти слова не относятся к близости пути, а имеется в виду, что Он (Всевышний) близок к нашему народу.

Мидраш Раба говорит, что за 30 лет до выхода евреев из Египта часть колена Эфраима попыталась самовольно уйти, и плиштим всех их убили в месте под названием Гат. Мидраш приводит сравнение с тем, как если бы старшая сестра выходила замуж и умерла бы по дороге к хупе, то, когда младшая сестра выходила бы замуж, ее не вели бы той же дорогой, чтобы она не вспоминала и не огорчалась. Тем самым Мидраш объясняет, что Всевышний не повел евреев через землю Плиштим, потому что Он (Всевышний) близок к нам – «ки каров hу» – чтобы не увидели войну, которую вел Эфраим с плиштим, и не испугались бы, и не вернулись из-за этого в Египет.

В трактате Псахим есть история о том, как один нееврей хвастался тем, что на Песах он вместе с евреями поднимается в Иерусалим, получает долю в пасхальной жертве и ест ее.

По закону Торы пасхальную жертву даже не с каждым евреем можно разделить! В том месте был великий мудрец раби Йеуда бен Бтейра, который спросил у этого нееврея: а давали ли тебе часть, которая называется алия? Узнав, что не давали, мудрец сказал ему: выходит, тебя обделили! На следующий год тот мошенник вновь поднялся в Иерусалим на Песах и стал требовать, чтобы ему выделили именно часть жертвы алия (надо заметить, что эта часть – жир овцы – сжигается на жертвеннике, и не достается в пищу никому). Стали расспрашивать его,  зачем ему эта часть, и, когда он признался, что ему рассказал о ней бен Бтейра, поняли, что с этим человеком что-то не так. Стали расспрашивать дальше и «вывели на чистую воду». После этого послали бен Бтейре письмо, в котором говорилось: «ты сидишь далеко, а твоя западня сработала в Иерусалиме».

Тосфот задает на эту историю интересный вопрос: а почему же сам бен Бтейра не поднимался в Иерусалим и не приносил пасхальную жертву? Отвечает там же Тосфот, что причина в том, что у бен Бтейры не было собственной земли, а тот, у кого нет своего надела в Земле Израиля, не обязан подниматься в Иерусалим на Регалим, и поэтому освобожден от пасхальной жертвы.

Виленский Гаон отвечает на вопрос, почему у раби Йеуды бен Бтейры не было своей земли. Мы читаем в Песах Афтару: пророчество Йехезкеля о «сухих костях». В Афтаре идет речь о том, что Всевышний привел пророка в долину, полную сухих костей, и приказал ему оживить их. Йехезкель сделал так, что кости собрались вместе и обросли мясом, но живого духа в них не было. Только с помощью Всевышнего появился в них также и дух.

На этот отрывок есть много вопросов. О чем здесь идет речь: имеется ли в виду то, что все произошло на самом деле, или же это намек на будущий мир (этот вопрос обсуждают мудрецы Талмуда в конце трактата Санедрин)? Те, кто считают, что имело место в прошлом такое оживление мертвых, утверждают, что место, в которое Всевышний привел пророка Йехезкеля – то самое, где филистимляне (плиштим) убили часть колена Эфраима и не похоронили их. Пророк их воскресил, они пропели гимн Творцу и вернулись в прежнее состояние тлена. А вот раби Йеуда бен Бтейра утверждал, что они не умерли, а дали потомство! И он – их потомок! В доказательство он представляет тфилин, полученный им по наследству с тех времен.

Раз так, говорит Виленский Гаон, становится понятно, почему бен Бтейра не имел земли – та часть колена Эфраима, которые вышли из Египта раньше срока, не вошла в Землю Израиля и, соответственно, не получила семейного надела.

Однако важно отметить, что не было спора о том, что Йехезкель пророчествовал и о будущем. Если нами иногда овладевает отчаяние, что мы – «сухие кости», то важно помнить, что в силах Всевышнего – оживить наш дух, и мы можем наблюдать это воочию в наши дни.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51922