Глава Ваякель — Бецалель и Моше

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

174
В описании строительства Мишкана на первый план выходят две личности с совершенно различными функциями: Бецалель, изготовивший многие сосуды (келим), и Моше, который сам полностью ничего не изготовил, но собрал всю конструкцию вместе.

В одном из мидрашей, говорящем о Бецалеле, есть такие слова: «сказал Всевышний: Я назвал имя Бецалеля…». Что такое «назвал имя»? Зачем Тора, в которой, как мы знаем, нет ни одной лишней буквы, приводит именно такой оборот, вместо того, чтобы, например, сказать «есть человек по имени Бецалель»? Трактат Авот говорит, что наш народ был увенчан тремя коронами: кетер Тора (венец Торы), кетер кеуна (венец священничества, службы в Храме), кетер малхут – царская корона. И говорит мидраш, что кетер шем тов, венец доброго имени – выше всего этого. Таким образом, огромное достоинство Бецалеля не в его прикладных навыках, а, в первую очередь, в его добром имени. Именно поэтому говорится карати бе-шем – назвал его именем.

Чтобы объяснить, в чем именно было величие Бецалеля, я бы хотел привести историю, которую слышал от рава Шимшона Пинкуса. История эта относится к временам поколений первых адморов Хабада. Как-то сын одного из них (имя неважно, поскольку мы понимаем, что говорим о великих людях) сказал, что он весь находится «там», «наверху». Сказал ему на это отец – важно быть одновременно и «наверху», и «внизу».

Приводит мидраш, что имя Бецалель переводится как бе цель Кель, буквально – в тени Всевышнего.

Сказал Моше Бецалелю: ты знаешь лучше, что Всевышний мне сказал, чем то, что пересказал тебе я. Более того, говорится в трактате Брахот о достоинствах Бецалеля, что «он знал, как соединять буквы, которыми был сотворен мир». В предыдущих главах также говорится о Бецалеле, что Всевышний наполнил его бина, хохма и даат – всеми видами знания и понимания. Таким образом, мы видим, что достоинство Бецалеля было в том, что он был очень «высоко» и «глубоко». Об этом сказано, что он знал буквы, которыми Всевышний творил мир, в соответствии с тем, что «десятью речениями был создан мир». Мудрость Бецалеля заключалась не в его прикладных навыках – для этого было бы достаточно хорошего столяра. Бецалель был именно «человеком, бывшим в тени Всевышнего» – знающим, с одной стороны, как все устроено в мироздании, постигшим замысел Творца, и, с другой стороны, обладающим умением раскрыть замысел Творца в этом, материальном мире, с помощью материальных вещей – келим Мишкана.

Мы уже говорили о том, что понятие «даат» имеет несколько значений, и одно из них – то, как величайшее постижение человеком воли Творца переводится в реальные действия, и это то, что называется «даат Тора». Даат Тора необходим каждому человеку хотя бы в минимальной степени, потому что каждый должен обладать знанием о том, как свою учебу, свое понимание воли Творца перевести в конкретные материальные действия. Бецалель стал тем человеком, который постигал высочайшие тайны Творения и обращал их в «стучание молотка».

Одна из наших глобальных проблем – разрыв между постижением и действием. Мы понимаем одно, а делаем другое. В этом была основная проблема Эйсава: как известно, его голова покоится в пещере вместе с Ицхаком, а тело – неподалеку снаружи. Обладая колоссальными знаниями и пониманием, жил он совершенно иначе.

Представляется, что весь смысл еврейства – не быть, как Эйсав, но сделать так, чтобы наше постижение освящало все стороны нашей жизни. Известно, что закон Торы действует даже в местах, где мы остаемся наедине с самими собой.

Говоря о Храме, нельзя не сказать о том, что каждая деталь его была описана подробно и должна была быть сделана с точностью не только внешних деталей, но и чистоты намерений. Каждая деталь Храма, каждый кли был параллелен своему отражению в высших мирах. Тот, кто строил Храм, должен был точно знать и понимать, что он делает. Что касается нашей повседневной жизни по Торе, то мы не можем даже догадываться о той силе и влиянии, которые имеют наши мицвот на все (высшие) миры. Если мы имеем в виду исполнить волю Творца, то наша заповедь работает настолько высоко, что мы даже не можем себе представить.

Величайшее достоинство немногих людей – не просто «сделать что-то в этом мире, а дальше оно само найдет связь с высшим источником», но в момент самого действия знать и понимать, что он совершает, и вкладывать в это действие правильную кавану. Знания о правильных каванот относятся к величайшим тайнам мироздания; несколько приоткрыл эти тайны Аризаль – для тех немногих посвященных, которые в состоянии эти тайны воспринять. Одним из таких достойных людей был рав Пинкус, про которого мы уже упомянули выше. Известно, как рав Пинкус благословлял на цветение плодовых деревьев. У обычного человека, вроде нас с вами, все благословение занимает 5-10 минут, а если не говорить полный текст, а только саму браху – не дольше минуты. Так вот, рав Пинкус, по свидетельству очевидцев, благословлял 40 минут! Потому что он знал, что он говорил, и вкладывал в благословение правильную кавану. В этом видится и величие Бецалеля – в том, что все свое знание и постижение высших миров он вложил в построение переносного Храма.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53291