Ваякель — Как построить Мишкан: в пустыне и в нашем сердце?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1018
скиния, подобен мишкану

Мишкан, Скиния Завета – сооружение, казалось бы, временное (только до построения Храма). Но, несмотря на временность, Тора отводит описанию Мишкана очень много места. Заповеди, связанные с построением Скинии Завета, не ограничиваются скупым описанием размеров и материалов. Есть в этом гораздо более глубокий смысл, ведь речь идет о том, как приготовить в этом мире вместилище для Б-жественного присутствия. Так, в книге Зоар, говорящей о величайших тайнах духовного устройства мира, глава Трума, в которой начинается описание Мишкана, самая большая.

Жизнь нашего народа – это жизнь со Всевышним, и задача каждого из нас – постараться стать той самой Скинией Завета, в которой открывается Б-жественное присутствие. Наш народ, строя Мишкан и служа в нем, живя Торой под руководством пророков, праведных царей и мудрецов, был сосудом раскрытия Шхины в этом мире. Вместе с этим, каждый еврейский дом, наполненный служением Творцу и добрыми делами, удостаивается в этом мире присутствия Шхины. Хотя присутствие Шхины в среде нашего народа напрямую зависит от Храма, и после его разрушения это присутствие имеет иной характер и зависит от мест изучения Торы, тем не менее, нашей задачи это не изменяет.

Б-жественное присутствие во всем народе Израиля в целом и в каждом еврее в частности – это есть изначальный замысел Творца в нашем мире. Мы уже писали в одной из статей, что в предисловии на Хумаш Рамбан называет книгу Шмот «сефер геула» – книга освобождения, потому что истинное освобождение нашего народа произошло тогда, когда открылась Шхина.

В начале книги Шульхан Арух приводятся постановления, которые являются, на самом деле, «мидат хасидут» – праведными дополнениями к обязательным заповедям. В частности, это касается «тикун хацот», оплакивания Храма в полночь, и т.д. В наше время в нашей общине немногие ежедневно говорят тикун хацот и немногие считают себя достойными это делать. Но, независимо от фактического положения дел, нам надо воспитать себя и постараться воспитать детей так, чтобы стремиться быть достойными следовать этому обычаю. Говорил рав Хаим Зонненфельд, великий рав Иерусалима, что не ко всему мы приходим, но вопрос – к чему мы стремимся. Нам всем надо знать, что замысел Всевышнего в отношении нашего народа – чтобы мы все были той Скинией Завета, в которой открывается в нашем мире Б-жественное присутствие. И так прямо сказано об этом в Торе: «Постройте Мне святилище, и Я буду присутствовать в них» – в наших сердцах! Это то направление, в котором мы должны идти по жизни – Б-жественное присутствие в нас – и в котором мы должны воспитывать наших детей.

Известны слова Виленского Гаона о том, что разрушение Храма стало «смертью общины Израиля». Смерть – это состояние, когда душа оставляет тело; Б-жественное присутствие – это и есть душа нашего народа. Это составляет предмет спора Моше со Всевышним в главе Ки Тиса: будут евреи ведомы ангелом или Шхиной. Моше рабейну не отступил, пока Всевышний не пообещал ему, что Его присутствие всегда будет с нашим народом.

Несколько лет назад умер мой близкий друг, рав Михоэль Биньямини. Когда его хоронили, машгиах ешивы Офаким рав Эльханан Фарбштейн сказал очень емкие слова: «он хорошо прожил галут – изгнание наших душ в этом мире». Действительно, наши души отправляются в этот мир, как в изгнание, в мир порабощения потребностями тела. Смысл пребывания душ в мире – всеми силами бороться с этим порабощением и стремиться к близости с Творцом. В этом мире нам дана возможность (и обязанность) не просто не поработить душу потребностями тела, но и наоборот – поработить тело ради потребностей души. Этого можно достичь, приобщая наши тела к изучению Торы и исполнению заповедей. Таким образом мы можем очистить тела и подготовить их к жизни в Грядущем мире.

Наша недельная глава начинается с упоминания Субботы: «шесть дней делай работу, а в седьмой день – день отдыха», и дальше в ней перечисляются страшные наказания тому, кто Субботу не соблюдает… Пишут наши мудрецы, что упоминание Субботы именно здесь приходит показать нам, что даже строительство столь важной для всего народа Израиля Скинии Завета не отодвигает Шаббат. Более того, в трактате Шаббат приводится еще более подробное объяснение связи строительства Мишкана с Шаббатом: все те работы, которые требовалось совершать в ходе строительства Мишкана, являются основой запрещенных в Шаббат действий. Как известно, у нас есть 39 «авот млахот», прототипов видов работ, запрещенных в Субботу, и все они основаны на том, каким образом выполнялась та или иная работа при строительстве Храма в пустыне и какие составляющие в нее включались.

Построение Храма в пустыне – центральная часть выхода из Египта. Мы знаем о том, что некоторые виды жертвоприношений совершались также в Субботу (как например, «корбан тамид»), и боле того, были также специальные субботние жертвоприношения – «корбан мусаф»! То есть, с одной стороны, мы видим, что служение в Храме отодвигает Шаббат, а его строительство Шаббат не отодвигает.

В служении Творцу есть две стороны, два этапа. С одной стороны, центральное место занимает практическое служение: исполнение заповедей во всех деталях. А с другой стороны, есть что-то, что этому предшествует, о чем говорится в трактате Брахот: почему первый отрывок Шма предшествует второму? Чтобы человек прежде принял на себя оль малхут шамаим, бремя Небесного царства, а потом уже принял на себя оль мицвот, бремя заповедей. То есть, сначала нужно подготовить себя к принятию воли Творца в целом, а потом уже принять на себя обязанность по исполнению заповедей.

На сказанное выше есть намек в нашей недельной главе. Тора как бы говорит нам: ты сейчас вроде бы делаешь заповедь, наверняка это большая заповедь – ты строишь переносной Храм в пустыне! Однако приходит Суббота – остановись! В этом – урок для нас с вами на все поколения: даже когда мы заняты заповедями, добрыми и важными делами, нам важно уметь оценить свои желания и подчинить их воле Творца. Тут есть намек на понятие «швита» – понятие емкое, означающее прекращение работы, остановку. Нам надо уметь отменить, «остановить» свою волю перед волей Творца, даже если эта воля вся пропитана самыми лучшими намерениями.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=53286