Недельная глава Тецаве
В первых строчках нашей недельной главы мы читаем личное обращение Всевышнего к Моше (при этом – без упоминания его имени). Ему велено приказать сынам Израиля, чтобы они «взяли тебе» (то есть принесли к Моше) чистое оливковое масло. Возникает вопрос: чем это оливковое масло отличается от всех остальных потребностей Храма, настолько, что для его изготовления и непосредственного использования применяется именно такой язык Торы? Еще один вопрос касается особой короны, которой были увенчаны особые предметы в Храме, что перекликается с коронами нашего народа. Так, корона на Ковчеге Завета соответствует короне Торы, на столе с хлебами – короне царства. Венец, опоясывающий весь жертвенник, соответствовал короне священничества. Корона Торы на Ковчеге Завета понятна: там были скрижали Завета (первые – разбитые, и вторые), свиток Торы, написанный Моше, порция мана, которую было заповедано хранить для будущих поколений. Корона Торы считается самой великой, и Хафец Хаим приводит во многих местах, что изучение и поддержка Торы являются главнейшими заповедями в нашем мире.
Есть в Храме еще один предмет, который соответствует свету Торы – это Менора, светильник. Говорится в трактате Бава Батра, что тот, кто хочет молиться так, чтобы его просьбы о мудрости были услышаны, должен повернуть свое лицо немного в сторону юга, так как Менора располагалась у южной стены Храма.
С одной стороны, венец Торы – на Ковчеге Завета, с другой стороны, Менора соответствует свету Торы. Зачем же два предмета с одинаковым смыслом? Можно заметить, что Ковчег Завета был в Святая Святых, тогда как Менора была просто во внутреннем дворе Храма. Трактат Шаббат приводит, что в хорошие для нашего народа времена, когда не было сокрытия Лика, в Меноре постоянно присутствовало ханукальное чудо. Все семь светильников наполнялись одинаково, но один из них, нер а-маарави, западный светильник, горел полные сутки (в то время как остальные светильники тухли при наступлении дня, поскольку масло в них заканчивалось). На следующий вечер от этого западного светильника зажигали остальные – и потом доливали в него новое масло. Говорится в Талмуде: нер а-маарави – это свидетельство, что Шехина присутствует в нашем народе. Рамхаль в книге «Даат Твунот» говорит, что есть несколько уровней Б-жественного влияния: то, которое породило наш материальный мир, поддерживает этот мир и т.д. Есть влияние более возвышенное, которое – причина проявления в этом мире духовности. Проявления эти – в вещах, которые, с одной стороны, происходят в нашем подчиненном законам природы мире, с другой стороны, не подчиняются законам природы! В том, что мы называем словом «чудо», тоже, как правило, есть порядок. В этом смысле местом максимального проявления духовного в этом мире был Храм: там чудеса были постоянно!
Все праздники нашего народа, если вдуматься, связаны с чудесами, с влиянием того, что выше этого мира, на привычный ход вещей: это и выход из Египта – Песах, и Суккот – Облака Славы, и Шавуот – дарование Торы. В праздничные дни в нашем мире присутствует то особое влияние Свыше, которое выше обычного состояния, в силу того света, который был источником чудес и который возвращается к нам в дни праздников.
Наш великий учитель Нецив из Воложина говорит, что есть у нас Письменная Тора, и есть Устная Тора. Пример Устной Торы – заповедь о кашерном убое скота. Это место в Торе ясно доказывает, что невозможно ясно понимать Письменную Тору без Устной. В Письменной Торе сказано «зарезай скот, как Я тебе заповедовал, и потом кушай». Однако что означает «как Я тебе заповедовал»? Об этом в Письменной Торе нет ни одного слова. Любые намеки, которые можно на это найти – вся они являются необязательными и прямо не вытекают из Письменной Торы. Поэтому у нас есть Устная Тора, которая передана нам от поколения к поколению – от мудреца к мудрецу – от Моше, и которая является при этом неотделимой частью единой Торы, которую наш народ получил на горе Синай. Есть у нас также тот дух мудрости, который был передан Моше – как понимать Тору, как выводить из одного закона другой, как понять то, о чем прямо не говорится. В книге «Хинух» есть замечательное выражение: о заповеди изучения Торы говорится дословно мицва лильмод хохмат а-Тора – заповедь изучать мудрость Торы. Не просто читать Тору как интересную книгу, не просто заучить какие-то законы – безусловно, это тоже важно, но одного этого мало! Например, если человек прочтет учебник по математике, он запомнит какие-то вещи, но не станет от этого математиком. Разделяя будничное от святого, в случае с изучением Торы – именно мудрости Торы – есть свет Торы, дух Торы, та самая сокровенная мудрость Торы, которая выше этого мира, дарованная нашим мудрецам: как понимать Письменную Тору, как понимать Устную Тору, в том числе, как соотносится Тора с новыми открытиями в науке и технике. Звучит как совершенно разные вещи, однако в Торе потенциально заключено все, весь мир, просто надо уметь это выводить! Именно это умение изучать Тору полученную и из нее извлекать новое понимание – так, чтобы это было эквивалентно тому, что мы получили, чтобы это было в духе Торы – это и есть та особая мудрость Торы, которую Всевышний даровал нам. Это – система рассуждений, система понимания, система доводов, в которой есть свои правила того, как что-то выводится, опровергается, и так далее. И сказано, что это особое глубокое понимание мудрости Торы было даровано Моше и его потомкам в личное владение, и только от большой любви к еврейскому народу наш учитель Моше даровал нам это наследие в общее пользование.
Свет Меноры – это духовный источник, постоянно возобновляющееся раскрытие света Б-жественной мудрости, которая заложена в полученном на горе Синай достоянии. Но это также система, которая позволяет нам правильно и в соответствии со временем понять полученную нами Тору. Есть такое понятие – твуна. Корень его – в сокровенной мудрости каббалы. Виленский Гаон в комментарии к Мишлей пишет о понятии твуна шебе-хохма. Попробуем объяснить это на простом языке, без углубления в каббалу. Хохма – это то, что человек получает от своего учителя, из книг и так далее. Важным при этом является правильное понимание полученного, потому что бывает и так, что ученик слышит и помнит все, но понимает с точностью до наоборот, и тогда это – большая проблема. Твуна шебе-хохма – истинное понимание полученного знания – это основа получения Торы. Человек, у которого нет твуна шебе-хохма, не сможет правильно воспринять то, чему его обучают, из этого обучения выйдет мало толка. После того, как человек научился правильному пониманию, идут следующие этапы – бина, постижение, как выводится новое из изученного. Это очевидно: не поняв базис, основу, невозможно выучить что-то новое. Источником этой особой мудрости – извлекать знания из света полученной нами Торы – являлась Менора.
Теперь понятно, почему обращение Всевышнего в начале нашей главы – ата тецаве элеха – в единственном числе: особая мудрость, которую символизирует Менора, была дарована именно Моше.
Теперь поговорим о том, как все вышесказанное относится к Пуриму. В Мегилат Эстер, которую читают в Пурим, есть пшат, и есть друш. Все законы Пурима приводятся в конце Мегилат Эстер, и тот, кто хочет в них разобраться, должен хорошо изучить законы Мегилы. Приведем стих 27 в главе 9: «исполнили, приняли на себя евреи и их потомство… праздновать эти два дня Пурима как положено» (упрощенный перевод). Что такое кеиму ве-киблу – исполнили и приняли? Приводится нашими мудрецами в нескольких местах: есть противоречие между главами, в которых говорится про получение Торы. С одной стороны, весь народ произнес наасе ве-нишма, как написано в конце главы Мишпатим, а, с другой стороны, говорится, что Всевышний поднял гору над нашим народом, как намек на то, что если народ не примет Тору, то под этой горой и будет погребен. То есть было некоторое насильное принятие Торы. Объяснение этому такое. В целом Тору все приняли добровольно, однако в ней были некоторые законы, которые человеку тяжело было принять, и для этих непростых вещей требовалось принуждение. Пишет Мидраш Танхума, что тот тяжелый труд, который необходим, чтобы серьезно заниматься Торой, был настолько тяжелой ношей, что добровольно его невозможно было принять – только принудительно. Подразумевается не прочтение готовых комментариев к недельной главе, а подобное труду Хазон Иша и других величайших мудрецов, которые, вкладывая все без остатка силы в Тору, раскрывали миру новый заключенный в ней свет.
Говорится в Талмуде, что во время событий Пурима евреи заново приняли на себя Тору добровольно. Раши в трактате Шаббат говорит, что это случилось из-за любви к чуду, которое произошло. И видно это на основе анализа отрывка, где говорится, что евреи приняли на себя новую заповедь – исполнять законы Пурима. Это не было похоже на слова наасе ве-нишма, произнесенные на горе Синай. Это выводится из написанного кеиму ве-киблу – евреи приняли заповеди в сердце, и это – намек на то, что Мегила была написано Святым Духом, иначе откуда нам знать, что они приняли в сердце? Причиной того, что евреи приняли на себя новые заповеди, которым Тора их не обязывала, были чудеса, проявленные в Пурим, и в этом добровольном принятии в радости было заложено принятие всего того, что было заповедано ранее.
Рав Шломо Бревда в своей книге о Пуриме приводит, что в силу добровольного принятия Торы на Пурим для нашего народа заново открылись источники Торы. Источник Торы – Всевышний, и Тора является Его волей, которая раскрывается в деталях. Все части Торы основываются на ней и являют собой ее глубокое понимание. И когда наши мудрецы устанавливают новые законы, это не происходит просто так. Каждое новое постановление мудрецов рассчитано и продумано согласно правилам, которые содержатся в Торе и которые наши мудрецы досконально изучили. Тот, кто исполняет постановления мудрецов, полноценно исполняет заповедь изучения Торы! Например, в Торе нам заповедано ограждать закон, чтобы его не нарушить. Как именно ограждать – говорит нам мудрость Устной Торы. Точнее, общая линия ограждать себя от того, чтобы не нарушить закон, выводится и из самой Торы. Но какие-то более подробные инструкции к тому, как именно это делать, мы можем узнать только в силу мудрости Торы, дарованной Всевышним нашим мудрецам. Пример неправильной ограды – то, о чем пишет «Авот де-Раби Натан»: первый человек, Адам, оградил свою жену Хаву тем, что сказал ей даже не касаться Дерева, и на этом Нахаш ее подловил. Правило, которое выводится из этого примера: пусть лучше ограда будет низкой, но прочной, чем высокой, но такой, которую легко разрушить.
По большому счету, мудрость Устной Торы проявилась у Моше еще в пустыне. Приводится в Талмуде в нескольких местах, что было несколько вещей, которые Моше сделал по собственному разумению, и при этом удостоился принять правильное решение. Самое известное – это то, как он разбил скрижали Завета. Это было сделано по его собственному разумению, на основании того, как он впитал в себя всю Тору за 40 дней на горе Синай. Неправильно и опасно думать, что поступок этот был спонтанным, под влиянием того, что Моше увидел, как стан Израиля пляшет вокруг Тельца – не дай Б-г допускать такие мысли! Только лишь потому, что высшая мудрость Торы была постигнута великим пророком, поступил он со Скрижалями именно так, как поступил – и удостоился сделать новые Скрижали.
Рав Бревда говорит, что, поскольку источник Торы – это Всевышний, когда мы удостаиваемся особой близости к Всевышнему, то и Тору мы получаем иначе. В Пурим наш народ удостоился высочайшей близости Всевышнего, с Его стороны. Обычай нашего народа устраивать карнавал на Пурим. В чем смысл этого? Вся история Пурима – это история превращений, история «скрытая». Например, Аризаль говорит: несмотря на то, что Имя Всевышнего не упоминается в Мегиле прямо ни разу, она полна скрытых намеков на Него (например, любое упоминание слова המלך – царь, с определенным артиклем). Взглянем на поведение царя Ахашвероша, оно совершенно противоречиво: сначала убил царицу по совету своего министра, потом убил своего министра по совету своей жены. Как сказано, «сердца правителей в руках Всевышнего», и, действительно, мы видим из описанного в Мегилат Эстер, что Всевышний направлял сердце Ахашвероша туда, куда было нужно для спасения еврейского народа. Когда Всевышний хотел наказать наш народ за грехи, для приведения в жизнь этого страшного приговора был возвеличен Аман. Есть большое правило: Всевышний приводит наказание нашему народу через нечестивцев. Аман, как известно, был прямым потомком Амалека и проводил в жизнь его «наследие»: ненавидя всем сердцем евреев, хотел произвести «окончательное решение еврейского вопроса» за один день. Такого чудовищного плана ни до, ни после Амана не было ни у одного злодея-ненавистника нашего народа. Если бы не горячие молитвы нашего народа и не искренне и глубокое возвращение к Торе, то план, не дай Б-г, вполне мог бы осуществиться!
Всевышний скрывается в нашем мире. Нам всем надо уметь «снять маску» и увидеть, что на самом деле под ней прячется. В дни событий Пурима – 14 и 15 Адара – в мире раскрылась любовь Всевышнего к нашему народу и Его максимальная близость к нам даже во время сокрытия Его Лица, когда мы находились под игом нечестивцев-царей. Всевышний открылся нам в чуде, которое не нарушало никакого закона природы, все выглядело совершенно естественно – интриги при царском дворе. Однако, как говорит великий Гаон из Вильно, название Мегилат Эстер означает «раскрытие скрытого». Такова суть этой книги и написанного в ней. В Мегиле обращение Всевышнего с нами предстает в истинном свете: как любовь и желание добра. Сказано: ка-маим паним эль паним – когда мы обращаемся к кому-то доброжелательно, в ответ нам тоже пожелают добра. Когда наш народ увидел и почувствовал безграничное добро, великую любовь, заключенные в чуде Пурима, он тоже обратился к Всевышнему! И главным проявлением этого является, безусловно, принятие Торы с любовью.
Есть известный друш: гематрия (численное значение) слова אהבה (любовь), такое же, как и אחד, един. Когда есть любовь, там же есть и единство. Муж и жена называются «единым человеком», и этого единого человека можно построить только на любви. Также Всевышний и наш народ связаны любовью; и когда мы говорим о связи с Торой и со Всевышним, это, фактически, одно и то же, потому что Тора в нашем мире – это раскрытие воли Творца. Если мы добровольно принимаем на себя исполнение воли Творца – а это то, что произошло в дни Пурима – это и есть та близость, та связь, которая называется двекут. Она выражается в особенном единении, в заслугу которого мы удостаиваемся большего раскрытия мудрости Торы.
Именно об этом пишет рав Бревда: в силу добровольного принятия Торы наш народ удостоился во времена Второго Храма совершенно другого раскрытия Устной Торы. Следствие этого – близость нашего народа к Всевышнему – стало причиной того, что мудрость Торы раскрывалась гораздо больше, что раскрылось многое из скрытого.
Мы уже говорили о том, что Амалек пришел не просто потому, что наши руки ослабли в изучении Торы; изначальным замыслом Амалека было отделить, отдалить нас от Всевышнего. И отдельным чудом можно назвать то, что результатом усилий Амалека стали совершенно противоположные события – наш народ еще больше прилепился к Творцу! Рав Йеуда Амит, глава ешивы Кирьят Малахи, даже сказал мне как-то: ну как можно не любить Амана, ведь благодаря нему мы получили Пурим, получили Мегилат Эстер, трактат Мегила, такой большой праздник! Конечно же, говорил он это в шутку, и понятно, что все это мы получили от Всевышнего. События Пурима – яркая иллюстрация одного из ключевых понятий Пурима: наафох у, наоборот, перевернулось. Точно так же, как египтяне хотели нас погубить, а в результате наш народ разросся еще больше и стал еще сильнее, Аман хотел оторвать нас от Торы и погубить еврейские тела. Это не частная деталь: еврейские тела отражают святость в этом мире. Святость эта проявляется, в том числе, и в Пурим: я наблюдал за многими людьми, которые в течение года не берут, что называется, «ни капли спиртного в рот», а на Пурим они сильно напиваются! И, что бы вы думали, из этого выходит? Тяга к еще большей святости, желание еще больше учить Тору, хидушим, желание удостоиться еще большего и еще большего! Говорится: нихнас яин йоце сод – входит вино, и выходит секрет. Когда в человеке скрыта некоторая низменность, то известно, что лучше такому человеку исполнить сказанное в «Мишне Бруре»: выпить немного больше обычного и пойти спать, иначе из него может выйти много гадости. В Пурим, когда наш народ пьет, в нем открывается святость, особое устремление к Всевышнему! И все действия Амана, направленные на наше уничтожение, обернулись совершенно противоположным: у нас есть большой праздник, праздник святости и особой близости к Всевышнему, мы получили новую книгу – Мегилат Эстер, трактат Мегила, несколько новых заповедей, которые мы исполняем… И самое главное – мы получили заново Тору, источник Торы раскрылся глубже и шире, и света Торы в мире стало больше!
Подготовила А. Швальб