Три имени книги Шмот

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

210
«Завершилась книга Берешит, повествующая о сотворении Вселенной и создании всего, ее наполняющего, а также о событиях жизни наших праотцев, которые проложили путь для своих потомков. Ведь каждое их действие стало прообразом для событий, которые будут происходить в будущем с сынами Израиля. И после того, как книга о Сотворении мира завершена, начинается новое повествование – о событиях, ставших воплощением тех исходных прообразов. Эта книга, Шмот, посвящена первому изгнанию, которое было предречено Творцом, и избавлению из этого изгнания. Поэтому-то она начинается с имен тех, кто пришел в Египет с праотцем Яаковом, и поэтому указывается их количество, несмотря на то, что об этом уже было сказано в предыдущей книге – ведь именно их ”спуск“ в Египет и стал началом изгнания. Это изгнание не завершилось до тех пор, пока они не достигли своего ”места“ и не поднялись до уровня своих праотцев. И хотя, покинув Египет, они вырвались из ”дома рабства“, тем не менее, они все еще считались изгнанниками, потому что еще не достигли своей страны и находились в пустыне. Но когда они пришли к горе Синай и построили Шатер Откровения (Мишкан), и Святой, благословен Он, возвратился к ним, и Его Шехина (Б-жественное Присутствие) опустилась на них – тогда они поднялись на уровень своих праотцев, которые поддерживали сокровенную связь с Творцом и были его «колесницей». С этого времени и наступило подлинное избавление из изгнания – поэтому эта книга завершается рассказом о том, как после возведения Мишкана, его ”наполнила Слава Б-га”»
(Вступление Рамбана к комментарию на книгу Шмот).

«Книга Избавления»

Рамбан называет книгу Шмот «Сефер а-Геула», «Книга Избавления». Нецив из Воложина приводит еще одно название – «Хумаш шени», «Второй хумаш». На русский язык эту книгу переводят, как правило, как Исход, и это соответствует предложенному Рамбаном названию книги Шмот, как книги Избавления.

Если вы открывали недельную главу, то у вас не может не возникнуть вопрос: почему книга называется книгой Избавления, освобождения, ведь она начинается с порабощения наших отцов в Египте? Точнее, со смертью последнего из братьев, Леви, начинается порабощение. И даже если предположить, что порабощение является лишь прологом к освобождению и исходу – о самом Исходе из Египта говорят буквально две главы: Бо и  Бешалах, рассказывается о рассечении Ям Суф, и, казалось бы, все. На этом история Исхода закончена, зачем же называть так всю книгу?

Основа Торы, основа существования нашего народа – память о Выходе из Египта и наша благодарность Всевышнему за то, что Он вывел нас. Здесь есть очень важный момент: Он нас вывел, но Он же нас и ввел туда. Так за что же нам испытывать благодарность в такой возвышенной форме? Думается, что намек на правильный ответ содержится в понимании того, что само порабощение являлось как бы неотъемлемой частью Избавления. Не будучи порабощенными, мы не могли бы удостоиться быть избавленными и получить все те чудесные подарки, которые приготовил для нас Всевышний, и величайшим из них было получение Торы на горе Синай.

Мы можем увидеть три основные «ступени», на которые поднимается еврейский народ: выход из Египта, получение Торы и строительство Мишкана – переносного Храма. Получение Торы мы, безусловно, можем связать с освобождением. Про Тору сказано «харут аль а-лухот», «вырезана на скрижалях». И слово «харут» наши мудрецы в Пиркей Авот связывают со словом «херут», «свобода». Они говорят, что нет человека воистину свободного, кроме как занимающегося Торой. Это наша особая внутренняя свобода народа Торы, которую мы никогда не теряли. В этом отношении получение Торы, безусловно, является продолжением Освобождения, и более того – его вершиной. Однако, какое отношение к освобождению имеет строительство Мишкана?

Рамбан в своем комментарии на хумаш Шмот говорит так: геула – это возврат на уровень близости к Творцу наших святых отцов. Известно, что в шатрах наших отцов присутствовала Шехина, и сами наши праотцы являли собой цельное раскрытие в этом мире качеств Всевышнего, Его Б-жественного присутствия. А в Мишкане Шехина проявлялась Б-жественным огнем, который спускался с неба на жертву. Строительство Мишкана и превращение его в обитель для Шехины стали завершением Исхода и Избавления. И смысл здесь в том, что весь наш народ стал обителью для Шехины.

В нашем поколении, к сожалению, понятия Исход и Геула подверглись сильнейшей девальвации, абсолютному нивелированию внутреннего смысла. Многие ошибочно думают, что достаточно купить билет на самолет Москва (или Нью-Йорк) – Тель-Авив, и мы уже на свободе, Геула произошла! Есть в этом доля правды: написано в наших святых книгах, что Земля Израиля – уникальна, и есть большое достоинство у нее и у тех, кто здесь живет. Сказано также, что правление всеми народами во всех странах мира происходит через «посланников», «сарей умот», высших ангелов, назначенных над каждым народом. Управление же Землей Израиля происходит непосредственно Творцом, без всяких посредников: «глаза Всевышнего на этой земле от начала года до конца года». Однако человек может жить вне Святой Земли и жить при этом в состоянии истинной Свободы. А может, находясь здесь, жить далеко от того, что заповедовал нам Всевышний. И потому, будучи рабом собственного дурного начала, быть далеко от Освобождения.

Сказано в святых книгах, что Паро, египетский фараон, является символом порабощения человека собственным дурным началом, йецер а-ра. Нет для человека худшего порабощения, чем отдаться во власть своего дурного начала! Избавиться полностью от него невозможно – оно дано нам при рождении в «пожизненное пользование», и разделены мы будем лишь в день смерти. Однако каждому из нас было бы хорошо постараться избавиться от этого рабства окончательно и как можно скорее. Ведь, находясь в состоянии войны с дурным началом, мы уже не являемся его рабами! Египетское рабство и порабощение дурным началом – это одно и то же!

С другой стороны, вне Земли Израиля живет много соблюдающих людей, обладающих той самой внутренней свободой верующего человека (занимающегося Торой и живущего ею), которая поднимает их на совершенно другой уровень, и такие люди, безусловно, во многом уже удостоились Освобождения. И это никак не принижает ценность служения Творцу именно на Святой Земле. На это были направлены мысли и молитвы многих поколений нашего народа. Приехать сюда мечтали такие великие мудрецы, как Виленский Гаон и Хафец Хаим. Однако каждому из нас следует задуматься: насколько мы, с одной стороны, освобождены, и насколько, с другой стороны, мы все еще находимся в рабстве?

«Сефер Шени» – «Вторая книга»

Нецив объясняет это название так: книга Шмот является продолжением книги Берешит, и эта книга была завершением Творения. Ранее мы разбирали особый смысл первого слова в Торе – «берешит» («бишвиль решит») и говорили о том, что мир был создан с замыслом –  для Торы, для Израиля. И особый замысел Всевышнего при создании мира был в том, чтобы Его Шехина открылась в нижних мирах. Относительно сказанного — выход нашего народа из Египта, получение Торы и строительство Мишкана и являлись завершением Творения.

Книга Имен

Книги Торы принято называть по первому слову первой главы. Так, логично, что книга Шмот называется по простому переводу слова «шмот» – «имена», и на первый взгляд нет тут места для вопроса. Однако, как и в любом месте в Торе, мы можем увидеть и более глубокий смысл.

В начале книги Шмот действительно перечисляются имена всех братьев, спустившихся в Египет. Казалось бы, для чего Тора приводит этот список вновь, ведь они все уже перечислялись в конце книги Берешит? Раши комментирует это так: повторный пересчет говорит об особой любви Всевышнего к коленам Израиля, они подобны звездам! Говорится в Торе и разъяснено в мидрашах, и особенно в книге Зоар, что Всевышний обещает Яакову, когда тот спустится в Египет, спуститься вместе с ним. Понятно, что для Всевышнего не существует понятия «места», и имеется в виду, что Яаков удостоится Б-жественного присутствия в том числе и в Египте. И комментирует Зоар, что под именем «шмот бней Исраэль» имеются в виду высшие духовные силы, соответствующие  в высших мирах каждому колену Израиля. Все эти силы спустились с каждым коленом Израиля.

В праздник Шавуот утром читают афтару «Маркевет Йехезкель». В этом отрывке говорится об основах мироздания, о величайших тайнах Творения, в нем содержатся глубокие каббалистические тайны. Даже не пытаясь коснуться сейчас этих тайн, обратим внимание на один момент —  место, где открылось это пророчество Йехезкелю. Этого видения пророк удостоился не в Земле Израиля, а в Вавилонском изгнании! Зоар объясняет – Всевышний дал нам понять, что и в изгнании Он нас не оставляет! Всевышний всегда с нашим народом! Его Шехина находится даже в Египте и Вавилоне, со всеми Его духовными силами.

То, что говорится о нашем праотце Яакове и всех коленах Израиля, когда они спускались в Египет, верно и для всех последующих изгнаний нашего народа. В нашей недельной главе Всевышний открывается Моше и обещает ему (по Раши) «Я буду с твоим народом в этом изгнании, и Я буду с твоим народом в следующем изгнании». Наше существование в изгнании неполноценно, но даже в изгнании мы можем удостоиться присутствия Творца. Ведь мы все сейчас находимся в изгнании – даже проживая на Святой Земле мы не можем исполнять большую часть заповедей Торы, а без этого жизнь не может быть полноценной.

Однако у нашего народа во все времена была и есть Тора, а ее изучение, как известно, эквивалентно исполнению всех заповедей. Даже если у нас нет возможности исполнить какие-либо заповеди, тот факт, что мы изучаем законы этих заповедей, засчитывается нам, как будто мы их исполнили! Даже в наше время мы можем удостоиться присутствия Шехины в наших домах, помощи Свыше в нашей учебе, можем удостоиться стать теми людьми, о которых говорится в Пасхальной Агаде «бней хорим», свободные люди.

Итак, в нашей главе перечисляются имена родоначальников колен Израиля: Рувен, Шимон, Леви, Иеуда и так далее. И, как мы говорили выше, Раши комментирует это как проявление особой любви Творца. При этом, «простых людей» Всевышний любит не меньше. И еще несколько раз в Торе мы встречаем пересчет всего народа Израиля.

Книга «Шаарей Авода» («Врата служения»), авторство которой приписывается Рабейну Йоне, говорит буквально, что входом в служение Творцу служит человеку осознание собственного достоинства и достоинства своих отцов. Речь не идет здесь о гордыне или высокомерии. Говоря образно, «принцесса не будет возиться в хлеву». Весь наш народ – «бней млахим», «сыновья царей». В этом нет причины для гордости, поскольку это не наша личная заслуга, однако особое достоинство сыновей и дочерей Авраама, Ицхака и Яакова обязывает нас вести себя соответственно. В этом отношении пересчет евреев, который встречается несколько раз в Торе, свидетельствует о том, что для Всевышнего как для нашего Небесного Отца важен каждый отдельный человек. Каждый из нас – уникален и содержит в себе целый мир. Каждый из нас не песчинка и не капля в море, и уж точно не «пушечное мясо», которым можно пожертвовать ради высшей цели.

Есть мишна в трактате Санедрин, говорящая о том, как нужно предупреждать свидетеля, который хочет свидетельствовать о ком-то, кто заслуживает смертной казни. Говорится так: каждый человек уникален в своей роли исправления мира, и нет ему подобного, и тот удел, который уготован каждому в Торе Всевышнего, не может достаться никому другому». То, что может сделать каждый из нас, не может больше сделать никто! Если мы задумаемся над сказанным, понятной станет нам особая важность наших поступков.

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=51791