Ки Теце — Как оберегаться от дурных мыслей?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

3325
остерегаться

Ежедневная цитата

«Все время, пока человек занят служением Всевышнему, йецер а-ра ждет, затаившись, и вся его цель – поймать человека в свои сети в час, когда тот отвлечется от служения» 
Виленский Гаон, «Эвен Шлема»

Недельная глава Ки Теце

«Когда выступишь станом против врагов твоих, остерегайся всего дурного» (Дварим, 23: 10) 

Наши мудрецы в трактате Авода Зара (20б) учат из этого стиха, что человек должен быть осторожен даже по отношению к тому, что он думает. Следует остерегаться дурных мыслей и неподобающих размышлений. Но каким образом можно повлиять на мысли, ведь не в силах человека решать, что придет ему в голову? На этот вопрос мы также находим ответ в словах наших мудрецов. В продолжении Талмуд приводит изречение рабби Пинхаса бен Яира, который из этого стиха учит, что Тора приводит к осторожности. Имеется в виду: повеление о чистоте мыслей предполагает осторожность в каждом действии – во всём, чем человек занимается, что он видит или слышит, поскольку вся его деятельность и восприятие влияет на его мысли. Если человек будет остерегаться смотреть на неподобающие вещи или слышать их, то и помыслы его будут чисты.

Всевышний сказал змею, который и был йецер а-ра (злым началом): «Ты будешь жалить его (человека) в пятку» (Берешит, 3:15). Как мы уже писали в одном из прошлых выпусков, с одной стороны, пятка — наименее чувствительное место во всём теле человека. Когда человек идёт, он думает не о том, куда поставить пятку, а только о том, куда поставить носок. Но, с другой стороны, пятка «держит» всего человека. Человек часто не обращает внимания, на что он смотрит, что слушает, куда «ставит свою пятку». Но важно знать, что именно мысли, подобно пятке, «держат» мировоззрение человека и являются его опорой. Именно посредством помыслов йецер а-ра пытается постоянно «ужалить человека».


http://www.beerot.ru/?p=4937