Недельная глава Дварим — порицание Моше

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1294

Ежедневная цитата.

«Есть люди, стремящиеся делать добро ближнему… Они опасаются, не упустили ли случай воздать ближнему добром, и никогда не обижаются, ибо сердца их, полные любви, прощают и покрывают всякий грех других людей…» 
Хазон Иш, «Вера и упование» (1:11)

«Вот речи, какие говорил Моше всему Израилю на берегу Йардена, что до пустыни, что до степи, против Суфа, между Паран и между Тофель и Лаван, и Хацерот, и Ди-Заhав». (Дварим, 1:1).

Почти весь Хумаш Дварим – это порицание, которое Моше говорит евреям перед своей смертью, чтобы направить их на верную дорогу.

По мнению наших мудрецов, места, упомянутые тут – часть порицания. Названия этих мест намекают на различные грехи, которые евреи совершили во время хождения по пустыне. Моше не называет грехи в открытой форме, чтобы не стыдить евреев открыто.

Из этого мы учим, что порицая ближнего, важно хорошо обдумать слова – как бы его не обидеть. И так предписывает Рамбам (Илхот Деот, 6:8): «Тот, кто порицает своего ближнего за проступок по отношению к другому человеку или за преступление перед Всевышним, должен делать это наедине с ним, говорить спокойно и в мягких выражениях, и объяснить ему, что делает это только для его блага… Когда человек начинает порицать ближнего, то не должен говорить с ним резко, чтобы не унизить его, как сказано (Ваикра, 19:17): “…и не понес за него грех”; отсюда учат, что запрещено унижать еврея, тем более в присутствии посторонних».

Кроме того, что унижая ближнего, еврей нарушает запрет Торы, его слова также не будут услышаны и не достигнут своей цели, поскольку обидные слова отбивают у человека какое-либо желание прислушаться к ним. И так сказал царь Шломо (Коэлет, 9:17): «слова мудрых, когда они будут сказаны спокойно, будут услышаны».

Виленский Гаон в своём комментарии к книге Мишлей (10:20) пишет о различии между человеком, умеющим порицать, и человеком, который этого делать не умеет: тот, кто не умеет порицать, употребляет слова жёсткие и выражает презрение, говоря: «Ты почему так делаешь?!», позорит человека. Но праведник, умеющий порицать, подходит с добрыми словами, с утешением и приближает человека к Торе, чтобы тот захотел его слушать. И все стремятся к общению с таким человеком.


http://www.beerot.ru/?p=3933