Упование Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

78
«И отвечал Йосеф Паро, говоря: Не моя (мудрость толкования)…!» (Берешит, 41:16).
Йосеф был наказан двумя дополнительными годами тюрьмы, поскольку положился на виночерпия, говоря: «Если вспомнишь меня» (а не положился на Творца). Как известно, цель любого наказания Творца – чтобы человек выучил из него, каким образом исправить упущение. Если так, то, на первый взгляд, непонятно, каким образом Йосеф сказал фараону после того, как разгадал его сон: «И ныне, да усмотрит Фараон мужа рассудительного и мудрого и поставит его над землею Египетской», – ведь, на первый взгляд, это выглядит как стремление к тому, чтобы Фараон вспомнил его к лучшему (и, следовательно, как недостаток в уповании на Творца).
Однако в действительности Йосеф, находясь в тюрьме, серьезно задумывался, за что получил это наказание, и ему удалось понять истинную глубину упования на Творца, которое требуется от человека. А именно – чтобы человек прояснил для себя, что у любой «причины», которую ему пошлет Творец, нет совершенно никакой самостоятельной силы, поскольку вся сила принадлежит только Ему, благословен Он. И доказательством этому может служить первое слово, которое Йосеф употребил, отвечая на просьбу Фараона «Я слышал о тебе: ты внемлешь сну, чтоб истолковать его», – «Не моя (мудрость)». На первый взгляд, странно: почему Йосеф должен был полностью отрицать свою мудрость, ведь он мог сказать: «Да, я немного разбираюсь в этом, однако это не моя мудрость, а Всевышний дал ее мне», или что-то вроде этого. А вместо этого он говорит однозначно, что у него нет никаких сил вообще. Ведь весьма вероятно, что Фараон поймет из такого ответа, что слух, который распространяют о незаурядном умении Йосефа разгадывать сны – ошибочный, и тем самым Йосеф потеряет свою последнюю возможность освободиться из заключения.
Однако на это Йосеф вообще не обращал внимания, зная, что прежде всего ему необходимо аннулировать в своем сердце важность материальных «причин» и ясно осознать, что все силы принадлежат только Б-гу. И в этом заключается основа упования на Творца. Из этого мы явно видим, насколько серьезно преуспел Йосеф в своем постижении за эти два года, которые он оставался в тюрьме. Только после того, как проявилась высокая ступень упования Йосефа, не было проблемы «постараться», обращаясь к Фараону с советом: «И ныне, да усмотрит Фараон мужа рассудительного…». Старание не противоречит упованию на Творца. Противоречит ожидание того, что именно старание принесет плоды. Истинный путь Торы таков: зная, что все – от Всевышнего, приложить старание, не полагаясь при этом на него (Михтав ми-Элияу, 4-ая часть).

http://www.beerot.ru/?p=51733