Запрет злоречия — Из комментариев Рамбана к недельной главе Ки Теце

Дата: | Автор материала: Рамбан

3588

Недельная глава Ки Теце

Запрет злоречия

«Берегись язвы цараат очень, …помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой Мирьям…» (Дварим, 24:8-9).

Если ты хочешь уберечься от язвы цараат, то избегай злоречия (лашон а-ра). Так объясняет Раши.

А по моему мнению, слова «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям» – это одна из предписывающих заповедей Торы. Подобно тому, как заповедями являются речения «Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот, 20:8), «Помните день этот, в который вы вышли из Египта» (там же, 13:3) и «Помни, что сделал тебе Амалек…» (Дварим, 25:17). И данное речение – тоже заповедь, а именно – запрет злословить.

Но этот запрет дан в форме предписывающей заповеди, чтобы люди помнили про страшное наказание, постигшее праведницу и пророчицу. Ведь, хотя она говорила о своем любимом брате, который был ей многим обязан, – и не перед ним, чтобы устыдить его, а в укромном месте, наедине с его святым братом Аароном, – и тем не менее, все ее заслуги не смогли ее защитить. И ты, если будешь злословить даже о своем родном брате, то не уйдешь от кары.

Да и как может быть, чтобы грех злословия, равнозначный по своей тяжести кровопролитию, не был бы запрещен Торой?!

В данном случае запрет вытекает из предписывающей заповеди. Тора предостерегает, чтобы мы избегали злоречия – будь то на людях или в укромном месте, а также независимо от того, намереваемся ли мы навредить человеку и опозорить его или нет.

Это одна из 613 заповедей Торы. Но автор книги «Алахот гдолот» и последующие составители перечня заповедей, как видно, забыли включить ее в свои списки.

[Так, например, Рамбам включает в свой перечень лишь заповедь «Не ходи сплетником в народе своем», указывая, что это – «запрет распространять сплетни», и «этой же заповедью запрещается распространение клеветы» (см. Рамбам, Сефер а-мицвот, Лавин 301).

Таким образом, по мнению Рамбама, злоречие – это более серьезный грех, чем просто распространение сплетен, не содержащих никакой порочащей информации, и поэтому запрет злоречия подпадает под запрет «Не ходи сплетником…» – если уж запрещено пересказывать нейтральную информацию о других, то тем более запрещено порочить их репутацию. Однако Рамбан считает, что распространение сплетен неизбежно включает в себя и систематическое злоречие, – поэтому для эпизодического, и тем более, разового злоречия необходим особый запрет, выраженный в форме предписания: «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям».]

А в сборнике мидрашей «Сифра» толкуют: «Помни, что сделал Г-сподь, Б-г твой, Мирьям» – может быть, помнить в сердце? Но ведь перед этим написано: «Берегись язвы проказы очень» – это заповедь остерегаться в мыслях. А как же выполнить повеление «Помни…»? Повторяй своими устами!».

Нам заповедано рассказывать о грехе Мирьям нашим детям, во всех поколениях. И хотя, на первый взгляд, следовало бы умолчать о нем и не упоминать дурное о праведниках, в данном случае Тора повелевает сделать ее проступок известным, чтобы предостережение от злословия звучало в наших устах. Ведь это очень серьезный грех, причиняющий много зла [Например, в Танахе рассказывается, как царь Давид поверил злоречию по поводу Мефивошета, внука царя Шауля (см. Шмуэль 2, 16:1-4 и 19:25-30, Радак). И в Талмуде указывается, что если бы Давид не принял это злоречие (а слушающий злословие приравнивается к говорящему), то его царство не было бы разделено [после смерти его сына Шломо на два государства – Израиль и Иудею], и евреи не опустились бы до идолопоклонства и не были бы изгнаны из своей земли». Т.е. корень всех последующих трагедий был в злословии, принятом праведником], и люди часто оступаются в этом, как написано: «Все замараны в пыли злоречия».

[Здесь имеется в виду не само злоречие, а так называемая «пыль злоречия» (авак лашон а-ра). Например, говорят: «Он не всегда был таким, как сейчас» или «Не хочу рассказывать, что с ним произошло» и т.п. Еще пример: человек злословит как бы «добродушно» шутя или «простодушно» пересказывает произошедшие с кем-то события, а когда его останавливают, «наивно оправдывается»: «А я и не знал, что рассказывать о поступках такого-то – это лашон а-ра» (см. Рамбам, Дэот 7:4).]

Стереть память об Амалеке

«Помни, что сделал тебе Амалек» (Дварим, 25:17-19).

В уже упомянутом мидраше из сборника «Сифра» толкуют: «Помни – может быть, в сердце? Но ведь далее добавлено: «Не забудь» – это сказано про память сердца. А как же выполнить повеление «Помни…»? Повторяй своими устами!».

И об этом же говорится в сборнике мидрашей «Сифрей»: «Помни, что сделал тебе Амалек» – устами, «не забудь» – в сердце».

Мне видится, что нельзя забывать, что сделал нам Амалек, до тех пор, пока мы не сотрем память о нем «из поднебесной». Мы должны рассказывать своим детям во всех поколениях о том, что «сделал нам» этот нечестивец и почему нам заповедано стереть память о нем.

[Следует помнить, что первый раз амалекитяне напали на сынов Израиля сразу же после исхода из Египта (см. Шмот 17:8-16). Второй раз – на сороковой год скитаний по синайской пустыне, когда сыны Израиля вплотную подошли к стране Кнаан (см. Бемидбар 21:1; см. также коммент. на  Бемидбар 21:1-3, примеч. 88). И, наконец, потомок амалекитян Аман издал от имени царя Ахашвероша указ «истребить, убить и погубить всех иудеев – от отрока до старца, и детей и женщин» (Эстер 3:13). Во всех этих случаях амалекитяне действовали без всякой «корыстной» цели, не стремясь к какой-либо «выгоде», – только из ненависти к народу Израиля. В этой «беспричинной» и вечной ненависти и заключается сущность амалекитян, выделяющая их из прочих народов мира (см. в частности Бейт а-леви, Бешалах).

А наш учитель р. Ицхак Зильбер подчеркивал, что амалекитяне ненавидят народ Израилем именно потому, что евреи – народ Творца. Не случайно по поводу первого нападения Амалека на евреев написано: «И не побоялся он (т.е. Амалек) Всесильного». «К концу египетских казней, – объяснял р. И. Зильбер, – евреи стали верующими. Да и многие другие народы призадумались о Б-ге. Но Амалек со своей ведущей идеей – неверием в силы выше природных – «не побоялся Всесильного». И решил «разоблачить миф»: пришел в пустыню, напал на евреев, ведомых Всевышним, чтобы показать, что не так уж это страшно. Амалек был разбит, но страх перед евреями как перед народом Б-га был поколеблен». Еще одной особенностью потомков Амалека является то, что этот народ «не просто убивает, но убивает, терзая, – наслаждаясь убийством» (см. р. И. Зильбер, «Чтобы ты остался евреем», стр. 38-42). См. также коммент. на Шмот 17:9-10, 17:14 и 17:16.]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=17909