«Подойди к жертвеннику!» — Из комментариев Рамбана к недельной главе Шмини

Дата: | Автор материала: Рамбан

629

«И сказал Моше Аарону: ”Подойди к жертвеннику…”. И подошел Аарон к жертвеннику, и зарезал бычка в жертву грехоочистительную, которая за него» (Ваикра, 9:7).

По-моему, согласно прямому смыслу, Моше сказал Аарону, чтобы тот подошел к северной стороне жертвенника, где режут животных, предназначенных в грехоочистительную жертву и жертву всесожжения. Но Моше сказал об этом кратко, так как Аарон уже знал закон.

А наши наставники, разъясняя эти строки в «Торат коаним», привели следующую притчу. Некий царь женился, но молодая жена робела перед ним. Тогда к ней пришла ее сестра и сказала ей: «Сестренка! Ради чего ты вступила в это супружество? Разве не для того, чтобы быть близкой к царю? Наберись смелости и иди к царю, чтобы служить ему!»

И подобно этому Моше сказал Аарону: «Брат! Ради чего ты избран первосвященником? Разве не для того, чтобы совершать служение перед Б-гом?! Наберись смелости и иди, чтобы нести свою службу!»

А некоторые объясняют, что жертвенник показался Аарону быком, и поэтому он боялся к нему приблизиться. [Комментаторы поясняют, что, совершая грех, человек создает ангела-обвинителя, который принимает облик, напоминающий о грехе, – и человек боится этого ангела, укоряющего и карающего его. – прим. переводчика] Тогда к Аарону подошел Моше и сказал: «Брат! Не бойся того, чего ты боишься! Наберись смелости и подойди к нему». Поэтому-то и написано: «Подойди к жертвеннику» – и Аарон стремительно подошел. И дело в том, что Аарон был свят перед Б-гом, и у него на душе не было ни одного проступка, кроме греха с тельцом. Он постоянно думал об этом своем проступке, подобно написанному: «Мой грех всегда передо мной» (Теилим 51:5). И ему казалось, будто на месте жертвенника видны очертания тельца, препятствующего его искуплению. Поэтому-то Моше и сказал ему, чтобы он не оставался в таком подавленном состоянии духа, а набрался  смелости – ведь Б-гу угодно его служение.

А есть объясняющие в «Торат коаним», что Сатан внушал Аарону это видение. И поэтому Моше сказал Аарону: «Брат! Хотя Б-гу и угодно искупить твой грех, все же следует дать какую-нибудь подачку Сатану, чтобы он не препятствовал тебе входить в Святилище». [И такой «подачкой» должен был стать телец, приносимый в грехоочистительную жертву (так было заповедано Всевышним, и это подобно заповеди о «козле отпущения», см. главу Ахарей Мот – прим. ред.)]

И сказано: «Искупи себя и народ», потому что Аарон должен был подойти к жертвеннику, чтобы совершить все жертвоприношения. Но сначала он должен был принести «грехоочистительную жертву свою и жертву всесожжения свою» и «искупить себя» этими жертвами, а затем уже принести «жертвоприношение от народа и искупить его». Таким образом, Моше научил Аарона, что сначала он должен очиститься сам, чтобы затем искупить виновных.

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=53417