Поражение цараат — Из комментария Рамбана на главу Тазриа

Дата: | Автор материала: Рамбан

201

«А если на одежде появится поражение цараат» (Ваикра, 13:47).

Подобного вообще не бывает на свете, и так же поражения на домах не бывает – это не природное явление. Но когда сыны Израиля обретают совершенство перед Б-гом, то Его дух всегда пребывает на них, сохраняя их тела, одеяния и дома. И если один из них совершает прегрешение или нечестие, на его теле, одежде или доме появляются знаки нечистоты, показывающие, что Творец отстранился от него.

Поэтому сказано: «И Я наведу поражение цараат на дома в стране владения вашего» (Ваикра 14:34) – ведь это Б-г поражает дом. И подобное может происходить только в Земле Израиля, являющейся наделом Б-га, как сказано: «Когда придете в страну Кнаан, которую Я даю вам во владение…» (там же).

А в «Торе коэнов» уточняется, что дома могут покрываться цараат только после завоевания и раздела земли, когда каждый знает свой надел. Ведь тогда они могут в покое посвятить себя познанию Б-га, и Шехина пребывает среди народа. Я считаю, что и цараат на одежде появляется только в земле Израиля.

[Но некоторые мудрецы полагали, что цараат на стенах домов никогда не появлялась, потому что народ Израиля никогда не поднимался на необходимый для этого высочайший духовный уровень (Санэдрин 71а). Однако в Талмуде приведено свидетельство раби Элазара бар Цадока о том, что в районе Газы было место, называемое «Развалины дома, пораженного цараат». А раби Шимон из Кфар-Акко видел в Галилее место, куда прежде свозили пораженные цараат камни – оно было помечено, чтобы люди могли остеречься от ритуальной нечистоты (Санэдрин 71а, Раши).

В книге рава Йеуды Алеви «Кузари» обсуждается нечистота цараат: «Действие Шехины проявлялось чудесным образом: при отдельных незначительных проступках поражались стены домов и одежда, при более серьезном грехе поражение появлялось на теле, и оно могло быть различной тяжести. Коэнам было дано тонкое умение распознавать вид кары и ее длительность, и они определяли, что болезнь является наказанием свыше» (2:58).

Далее автор «Кузари» поясняет: «Шехина присутствует в народе так же, как душа в теле человека – она наполняет Б-жественной жизнью, светом и сиянием не только душу каждого еврея, но и его тело, одежду и жилище. А когда Шехина отдаляется от сынов Израиля, их физический облик грубеет и духовная красота исчезает. Но если Шехина отдаляется лишь от некоторых из них, то на них и на их имуществе видны признаки ее удаления <т.е. поражение на теле, одежде и стенах домов>» (2:62).  

Это поражение было знаком греха, как написано: «Я накажу их жезлом за преступления и цараат – за их грех» (Теилим 89:33), они побуждали раскаяться и очиститься (р. Бхайе на Ваикра 13:58). А грехи, за которые человека и его имущество поражал цараат, чаще всего были связаны с запрещенной речью. В Талмуде сказано: «Четыре группы людей не удостаиваются присутствия Шехины: насмешники, льстецы, лжецы и злословящие» (Сота 42а).

В мидраше об этом говорится более подробно: «Того, кто злословит, поражат цараат, как написано: «Да будет это законом о пораженном цараат» (Ваикра 14:2): создающего человеку дурное имя постигнет зло: его тело будет обезображено цараат. Посмотри, что написано про Мирьям: «А Мирьям и Аарон оговаривали Моше» (Бемидбар 12:1), поэтому-то «Аарон взглянул на Мирьям, и вот – она пораженная цараат» (там же 12:10). Да и Аарона, который был первосвященником, поразила рука Всевышнего, как написано: «И гнев Б-га разгорелся на них» (12:9) – «на них», т.е. и на Мирьям (которая говорила), и на Аарона (который слушал). Но он был излечен сразу, а Мирьям через семь дней, как написано: «Мирьям была заключена вне стана на семь дней» (12:15). И написано: «Помни, что сделал Г-сподь Б-г твой  Мирьям…» (Дварим 24:9). И там же сказано: «Берегись поражения цараат» (24:8). И если уж так была наказана Мирьям, которая говорила о любимом брате, намереваясь лишь возвратить его к жене, то тем более человек, злословящий про своего товарища (см. Мидраш Танхума, Мецора 2). А поскольку злословящий сеет раздор между супругами и между друзьями, то пораженного цараат отделяют от людей, как написано: «Отдельно должен он жить, место ему вне стана» (Ваикра 13:46) – мера за меру (Арахин 16б).

И Рамбам, излагая законы о цараат, пишет: «Указанные изменения, происходящие с одеждой и стенами домов, не были природными явлениями – но это было знамение и чудо для сынов Израиля, чтобы оградить их от злоречия. У того, кто злословил, происходили изменения на стенах его дома. Если он раскаивался, то дом очищался. Но если он продолжал вершить своё нечестие до тех пор, пока не извлекали камни из стен дома, изменения происходили с кожаными подстилками, на которых он сидел и лежал. Если он раскаивался, то они очищались. Но если он продолжал вершить своё нечестие до тех пор, пока их не сжигали, происходили изменения с его одеждой. Если он раскаивался, то она очищалась. Но если он продолжал вершить своё нечестие до тех пор, пока ее не сжигали, происходили изменения с его кожей, и он покрывался цараат. Тогда его отделяли, чтобы он не мог вести нечестивые речи: насмешничать и злословить» (Илхот Тумат цараат 16:10; см. также Рамбам, Перуш а-мишнайот, Негаим 12:5 и Морэ невухим 3:47). – Примечание переводчика]

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику раву Александру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за право пользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=53448