Врата служения — Главы 10-13

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

290
138 врат

Глава 10 (продолжение)

Сказано мудрецами (Талмуд Ерушалми, Брахот, 4, 4), что посланцу общины (хазану) велят не молиться, но принести общественные жертвы, поскольку молитва соответствует жертвоприношению.

«Рабби Пинхас, рабби Леви, рабби Йоханан от имени Менахема де-Галья говорят: «Предстающему перед Ковчегом (ведущему общественную молитву) не говорят «Молись!», но говорят «Подойди-ка и принеси жертвы наши, изыщи нужды наши, потрудись и умиротвори (Б-га) за нас!»

Также рабби Элиэзер Хисма, умевший служить посланцем общины, назван там «близким» (каров) за то, что он, молясь, как будто приносил жертвы общины (корбанот), и «воспевателем» (пиютан) – воспевание называется «крова», приближение – ибо песнь, подобно жертве, включает молитву, благодарение и восхваление Всевышнего.

Сказал рабби Абау (там же, 5, 1). «Ищите Г-спода, где пребывает Он …» (Йешая, 55:6) – где же пребывает Он? – в домах молитвы и домах учения».

Сказал рабби Ицхак сын рабби Элиэзера: «И более того. Как будто стоит Он над ними, ибо сказано (Теилим, 82:1) «Б-г предстает в общине Всевышнего».

Глава 11

Молитва того, кто произносит ее в слезах, будет услышана, ибо «Врата слез» не затворяются (Бава Мециа, 59а). Слезы молящегося подобны воде, возливавшейся на жертвенник, как говорится в Мидраше (Берешит Раба, 78). «Рабби Пинхас от имени рабби Абы говорит: «Все годы, пока был Яаков, отец наш, в Бейт-Э-ле, не прекращал он возливать воду». Сказал рабби Ханина: «И тот, кто сможет счесть, сколько воды возлил на жертвенник Яаков, отец наш, в Бейт-Э-ле, сможет счесть и воды Тверии». То есть, как нет числа водам Тверии, так нет числа и этим возлияниям воды – слезам, которые пролил Яаков, молясь в Бейт-Э-ле. Никому не ведомо число их, кроме Всевышнего, как сказано (Теилим, 56:9) «… положи слезы мои в Свой мех по счету». Сказали наши мудрецы (Шаббат, 105б), что Всевышний считает их и хранит в сокровищницах Своих. Ему же известно число вод Тверии.

Глава 12

Коаним и левиты – служители Храма – подобны ангелам, служащим в высях у Колесницы – Престола Творца, которые восхваляют, воспевают и возносят, провозглашают единство, чтут, освящают и воцаряют Имя Б-га, Царя над царями царей, Святого, благословен Он.

И коаним, благословлявшие народ, воздевая ладони, помнили о том, что их десять пальцев соответствуют десяти непостижимым сфирот, включающим все творения. Чтобы уподобиться ангелам служения, они разделяли пальцы на каждой руке на три части (на два, два и один), ибо сказано об ангелах (Ешая, 6:2) «Шесть крыльев у каждого». И только в Храме коаним благословляли народ (непроизносимым в других местах) Именем Всевышнего.

Сказано в Талмуде (Брахот, 10). «Сказал рабби Йосе сын рабби Ханины от имени рабби Элиэзера сына Яакова: «Тот, кто молится, должен приставить ноги одну к другой, как сказано (Йехезкель, 1:7) «ноги их – нога прямая» (выглядят как одна нога – Раши)» И это потому, что молящийся подобен ангелу служения.

Сказано мудрецами (Хулин, 91б): «Дороги [Всевышнему] евреи более, чем ангелы служения. Ибо ангелы вправе упомянуть Имя Творца только после трех слов, как сказано (Йешая, 6:3) «Свят, свят, свят Г-сподь Воинств …» Евреи же упоминают Имя после двух слов, как сказано (Дварим, 6:4) «Слушай, Израиль, Г-сподь Б-г наш – Г-сподь Сущий один». И, мало того, не произносят ангелы наверху песнь, покуда не произнесут ее евреи внизу, как сказано (Йов, 38:7) «Когда возликуют разом звезды утренние» – это Израиль, уподобленный звездам, а затем «тогда воспоют все сыны Б-жьи» – это ангелы, служители Всевышнего, названные сынами Б-жьими.

Глава 13

То, сколь дороги Всевышнему молитва и жертвоприношение, мы можем видеть из истории о жертвоприношении Ицхака – нашего праотца, на горе Мория. Авраам – наш праотец, был семидесяти лет, когда Всевышний, заключив с ним союз, пообещал отдать потомству его землю Кнаан. Как сказано (Берешит, 15:4) «И вот слово Г-спода к нему, говоря: «Не унаследует тебя этот [Элиэзер], но тот, кто выйдет из чресл твоих – он унаследует тебе». (5) И вывел его наружу и сказал: «Погляди-ка на небо и сочти звезды, сможешь ли счесть их?» и сказал: «Таковыми будет потомство твое». (6) И поверил он в Г-спода (т.е. доверил Ему), и Он зачел ему это благодетелью». И сказано (там же, 17:7): «И установлю Я союз Мой между Мной и тобой и потомством твоим за тобой в поколениях их союзом вечным … (8) И дам тебе и потомству твоему землю пребывания твоего, землю Кнаанейскую …»

И осуществилось для Авраама пророчество о потомстве спустя тридцать лет, когда был он ста лет от роду, и родился у него сын к старости от жены его Сары, девяностолетней, бывшей прежде бесплодной. И было велено Аврааму в пророчестве назвать сына Ицхаком, как сказано (Берешит, 17:19):

«И сказал Б-г: «Вправду Сара, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак, и установлю Я союз Мой с ним вечным союзом, и с потомством его за ним». И сказано (там же, 21) «и союз Мой установлю Я с Ицхаком …» И сказано (там же, 21:22): «И сказал Б-г Аврааму: «Пусть не будет досадно тебе из-за отрока [Ишмаэля] и из-за рабыни твоей, во всем, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется тебе потомство»».

Сколько же добрых вестей сообщил Всевышний Аврааму и сколько дал ему обещаний! И все они должны были осуществиться в Ицхаке, которого родит Сара.

И после всего этого (Берешит, 22:1) «И было после этого, и Б-г испытал Авраама и сказал ему: «Авраам», и сказал он: «Вот я». (2) «И сказал: «Возьми-ка сына своего, единственного, которого любишь ты, Ицхака, и иди себе в землю Мория, и вознеси его там вознесением на одной из гор, где скажу Я тебе». Это произошло, когда Ицхаку было тридцать семь лет, и ходил он путями отца своего и матери своей в мудрости и страхе перед Небом. И у Авраама – отца нашего было, что сказать перед Всевышним, чтобы спасти сына своего. Так, мог бы он сказать: «Владыка мира! Что же будет со всеми обещаниями, которые дал Ты потомству моему и которые, как сказал Ты, должны осуществиться для Ицхака, сына моего, рожденного Сарой?» Однако он не поступил так, а напротив (Берешит, 22:3) «И встал Авраам рано утром, и оседлал осла своего, и взял двух отроков своих с собой и Ицхака – сына своего …» (4) «На третий день поднял Авраам глаза и увидел то место издалека». Как говорят мудрецы наши (Берешит Раба, 56), увидел он облако, привязанное к горе и понял, что здесь – место жертвенника. И сказано (Берешит, 22:5): «И сказал Авраам отрокам своим: «Побудьте себе здесь с ослом, а я и отрок пойдем туда и поклонимся и вернемся к вам. (6) И взял Авраам дрова всесожжения, и положил на Ицхака, сына своего, и взял в руку огонь и нож, и пошли они оба вместе. (7) И сказал Ицхак Аврааму, отцу своему, и сказал: «Отец мой!» и сказал тот: «Вот я, сын мой!» И сказал: «Вот огонь и дрова, а где же ягненок для вознесения?» (8) И сказал Авраам: «Б-г усмотрит Себе ягненка для вознесения, сын мой!» (так дав Ицхаку понять, что он и избран, чтобы служить ягненком в жертву) «и пошли они оба вместе». И хотя понял Ицхак, что он избран быть беспорочной жертвой, продолжил путь вместе с отцом в совершенном согласии исполнить волю Творца и вернуть Ему душу свою, как и прежде, когда не знал об этом, от всего сердца и в том же душевном порыве, как сказано «и пошли они оба вместе».

(9) И пришли они к месту, о котором сказал Б-г … (10) И простер Авраам руку свою и взял нож, чтоб зарезать сына своего».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53515