Врата служения — Главы 15-16

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

266
138 врат

Глава 15

Сказано мудрецами нашими о словах «Собой клянусь Я, слово Г-спода …» следующее: «В час, когда была дарована жизнь Ицхаку, вознес Авраам молитву пред Творцом, благословен Он: «Владыка мира! Ведомо Тебе, что принес я в жертву пред Тобой не быка, не барана и не овцу, но самого себя! И завтра, когда согрешат сыновья мои, вспомни им жертвоприношение Ицхака и искупи вину их во всех поколениях». И тут же ответил ему Всевышний, благословен Он: «Собой клянусь Я, что пепел Ицхака послужит искуплением грехов до конца всех поколений».

И как было не печалиться Аврааму о повелении зарезать сына благочестивого и святого, растущего на смену ему? Ведь именно ему было определено быть корнем Израиля, ради него был создан мир, в нем и его потомстве должны были осуществиться все обещания, данные Аврааму Б-гом!

Также и самому Ицхаку подобало бы печалиться обо всем этом и, вдобавок, о горе отца и матери, которое постигнет их с его смертью. Но цельность и единение Авраама и Ицхака с Б-гом были столь велики, что все это не послужило преградой, отделяющей их от Творца. Ничто в мире не могло помешать им исполнить волю Создателя, воплотив сказанное (Дварим, 6:5): «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею и всем достоянием твоим». Как говорят мудрецы наши (Брахот, 53): «Всем достоянием твоим (ובכל מאודך) – за всякую меру, которой Он отмеряет тебе (מאוד как מידה) будь благодарен Ему». За все, что бы ни постигло тебя, будь благодарен и восхвали Его, и исполняй волю Его».

И когда достигли они (Авраам и Ицхак) столь полной цельности в служении, когда в руках отца был нож, чтоб зарезать сына, а сын подставил шею свою под нож отца – тогда оба они готовы были служить Творцу своему всем сердцем, и всей душой, и всеми силами своими, как сказано в (Берешит, 22:11-13): «И воззвал к нему ангел Г-спода с небес и сказал: “Авраам, Авраам!” и сказал он: “Вот я!” И сказал: “Не простирай руки твоей к отроку и не делай ему ничего, ибо теперь знаю Я, что боишься Б-га ты и не пожалел своего единственного сына для меня”. И поднял Авраам глаза свои после этого и увидел: вот баран затем запутался рогами в кустах. И пошел Авраам и взял барана и вознес его всесожжением вместо сына своего».

И сказали мудрецы наши (Берешит Раба, 56): «Что означают слова «вместо сына своего»? То, что принося в жертву барана, о каждом своем действии молился Авраам и говорил: «Да будет угодно это Тебе, как если бы сделал я это с сыном своим». Когда возлагал он на жертвенник части жертвы, говорил: «Вот части тела Ицхака – сына моего!» И так, делая все, говорил он: «Владыка мира! Да будет угодно это Тебе, как если бы принес я жертву перед Тобой сына моего Ицхака!»

В час, когда резал Авраам барана, пробудилось сострадание его к сыну, оказавшемуся между жизнью и смертью. Представив себе, что чуть было не зарезал собственного сына, плакал он слезами милосердия, переполнявшего сердце. В тот час благодарил он и славил благословенного Б-га, говоря пред Ним: «Владыка мира! Если бы не великое милосердие Твое и безграничная милость, я зарезал бы сына своего единственного подобно тому, как зарезал этого барана. И так подобало бы поступить мне, чтобы исполнить волю Твою. Только сжалился Ты надо мной и удержал меня от этого. Однако явно и ведомо Тебе, что не во мне причина подмены». Так молился Авраам, обращаясь к Творцу от всего сердца в совершенном единении с Ним: «Да будет угодно Тебе удостоить меня награды за жертвоприношение этого барана, как если бы принес я сына своего в жертву по велению Твоему, ибо явно и ведомо перед Тобой, что зарезал бы я его, не останови меня Ты».

И также, принимая в сосуд кровь барана, Авраам видел в ней кровь сына своего, и в сердце его было милосердие к сыну. В милосердии проливал он горячие слезы, благодаря и восхваляя благословенного Б-га. «Владыка мира!», – говорил он – «Если бы не Твоя великая милость и безграничное милосердие, я собирал бы сейчас кровь сына своего, подобно тому, как собираю я кровь барана. И так подобало бы сделать мне, чтобы исполнить волю Твою». Так молился он, изливая сердце в совершенном единении с Творцом: «Да будет угодна Тебе кровь этого барана, как если бы принял я кровь сына моего! Ведь явно и ведомо пред Тобою, что принял бы я кровь сына, если бы Ты не удержал меня от этого».

Также и неся кровь к жертвеннику и кропя ею жертвенник, видел Авраам в крови барана кровь сына своего, как будто она пролилась на жертвенник.

И сердце его полно жалости к сыну, и от жалости плакал он, благодаря и восхваляя благословенного Б-га: «Владыка миров! Если бы не великое милосердие Твое и безграничная милость, я излил бы на жертвенник кровь сына моего единственного, подобно тому, как излил кровь этого барана. И так подобало бы сделать мне, чтоб исполнить волю Твою». И молился он, изливая сердце перед Творцом в совершенном единении с Ним: «Да будет угодна Тебе кровь этого барана, излитая на жертвенник, как кровь сына моего, ведь явно и ведомо пред Тобою, что излил бы я кровь сына по велению Твоему, не удержи Ты меня от этого».

И также, сжигая тело барана, видел Авраам в нем тело сына своего, как будто его сжигает огонь. И в сердце его кипело милосердие к сыну. И проливая слезы милосердия, благодарил он и восхвалял благословенного Б-га: «Владыка мира! Если бы не великое милосердие Твое и безграничная милость, я сжигал бы сейчас тело сына моего единственного, подобно тому, как сжигаю я тело барана этого. И так подобало бы сделать мне во исполнение воли Твоей». И молился он, изливая сердце пред Творцом, в совершенном единении с Ним: «Да будет угодно Тебе то, что сжег я на жертвеннике тело барана, как если бы сжег тело сына моего единственного, ибо явно и ведомо Тебе, что сжег бы я его по велению Твоему, если бы Ты не удержал меня от этого».

Глава 16

Здесь указан нам путь служения жертвоприношениями и служения молитвы. Все это зиждется на осознании человеком того, что создан он в мире лишь с тем, чтобы служить своему Создателю. Как сказано (Дварим, 10:12-13): «А теперь, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, просит у тебя, как только страха…  чтобы соблюдать заповеди Г-спода…» И сказано (там же, 11:1): «И соблюдай указание Его, и законы, и установления, и заповеди Его во все дни». И сказано (Коэлет, 12:13): «Б-га бойся и заповеди Его храни, ибо в этом – весь человек». То есть, ради этого, собственно, и создан человек. В этом причина сотворения человека в нашем мире.

Подобное этому говорят и наши мудрецы (Мидраш Танхума, Берешит, 7). «И сказал Г-сподь Б-г: “Вот человек стал как один из нас”». Об этом говорится (Коэлет, 7:29): «Но только вот что я нашел: Б-г создал человека прямым, а они (люди) пускаются на многие ухищрения». Создал человека Святой, благословен Он не с тем, чтобы лишь назывался праведным и прямым, но «создал человека по образу Своему» – чтобы был праведным и прямым подобно Творцу. Об этом говорят и слова «и к Нему прилепитесь». Разве возможно человеку прилепиться к Шхине? Человеку следует идти путями Б-га. Он милостив – и ты будь милостив, Он милосерден – и ты будь милосерден. Он заботится о больных – и ты заботься о больных, Он хоронит мертвых – и ты хорони мертвых. Он правит мирами – и ты правь мирами, и поддерживай их, и люби, и желай добра всем сынам человеческим (См. Сота, 14а, Сифри Экев, 49)

И сказано (Йешаяу, 44:21): «Вспомни это, Яаков и Израиль, что раб Мой ты, рабом Себе создал Я тебя, не забудь Меня, Израиль». Я создал тебя в мире, чтобы ты был мне рабом и служил лишь Мне. Как сказано (Ваикра, 25:55): «ибо Мне сыны Израиля рабы». И сказано мудрецами (Кидушин, 22б): «Мне рабы, а не рабы рабам». Я создал тебя рабом Мне, и ни другим, ни себе не служи. Заботься о себе только, чтобы служить Мне, береги себя, как Я повелел, чтобы быть здоровым и сильным и нести службу Мою. И поскольку для этого Я создал тебя, не забывай Меня. Исполняй в полной мере службу свою, как подобает верному рабу, который никогда не забывает господина, всегда служа ему, как сказано (Теилим, 106:3):  «Счастливы хранящие правосудие, творящие милосердие всякий час».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53628