Врата служения — Главы 25-26

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

267
138 врат

А теперь приведем вкратце и в общих чертах некоторые из правил, необходимые в служении, чтобы быстро воспринял их читатель, возрадовавшись и устрашившись пред словом благословенного Б-га, и чтобы дать в руки его истинные ключи к служению: начало мудрости – страх пред Б-гом.

Глава 25

Предписывающая заповедь Торы – произносить «Шма, Израиль» дважды в день, как сказано (Дварим, 6:7): «и ложась и вставая …» – то есть, во время, когда люди ложатся и когда встают. И вместе со «Шма» произносят семь благословений: утром два перед «Шма» и одно после, и вечером два перед и два после. Об этом сказал царь Давид (Теилим, 119:164): «Семь раз в день я восхваляю Тебя». И перед главой «Шма» говорят вначале «Б-г – Царь верный». Следует, произнося эти слова, подразумевать, что Всевышний, благословен Он, – царь, в могуществе своем правящий миром, несомненно, воздающий добром тем, кто ходит пред Ним в истине и прямоте.

Содержание первого стиха – принятие на себя бремени Царства Небес и провозглашение единства Б-га, как будет объяснено. О содержании слов «Шма, Израиль» сказано мудрецами нашими следующее (Псахим, 56а): в час, когда сказал Яаков, отец наш, сыновьям своим (Берешит, 49:1): «Соберитесь и скажу я вам о том, что случится с вами в конце дней» и хотел открыть им время Избавления, покинула его Шхина. Сказал им: «Сыновья мои! Может быть есть среди вас негодный, из-за которого покинула Шхина меня?» Ответили ему все разом: «Слушай, Израиль, Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!» Они приняли на себя бремя Царства Небес и свидетельствовали о единстве Б-га и сказали отцу: «Слушай, Израиль» – ты, отец наш, названный Израилем, слушай, как мы принимаем на себя иго Царства Небес и провозглашаем единство Б-га: «Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один». Как в твоем сердце есть только Один, так и в нашем сердце – только Один. Тотчас произнес Яаков за ними: «Благословенно Имя Славы Царства Его навеки».

Сказали мудрецы наши (Пиркей Эйхалот рабати, 31, 4): «Утверждает небеса разумением» (Мишлей, 3:19). Также и высшие миры созданы с тем, чтобы славить Творца. Есть существо в небесах, имя которому Израиль, и слово «Израиль» на лбу его, и все могучее воинство вышнее собирается подле этого существа и произносит «Шма, Израиль».

Одна из высших сил – ангел, имя которому «Израиль». И все воинство вышнее принимают перед ним иго Царства Небес и провозглашают единство Всевышнего, благословен Он, и свидетельствуют о Нем. И в нижнем мире двенадцать родоначальников колен Израиля, представляющих весь народ, подобны ангелам высших миров. Они приняли бремя Царства Небес и провозглосили единство Имени Б-га перед отцом своим, который в нашем мире был подобен ангелу, названному Исрааль.

И таковым должно быть намерение. «Шма, Израиль» – ты, отец наш, Израиль и ты, Израиль, ангел в небесах, слушай, как мы принимаем на себя бремя Царства Небес и провозглашаем единство Творца, да будет Он благословен и превознесен.

«Г-сподь – Б-г наш» – тот, чье имя «Г-сподь» (следует подразумевать и то, как это имя пишется, и то, как оно произносится) есть Б-г наш. [Т.е. нечитаемое четырехбуквенное имя – י-ה-ו-ה. Это имя можно перевести как Сущий. Произнося его как дозволено – Г-сподь – следует иметь в виду, что он – Сущий: Он был, Он есть и Он будет]. То есть, тот, чье имя Г-сподь, – он Б-г наш, и мы принимаем на себя власть Его, и царство Его, и иго Его шестисот тринадцати заповедей, что и называется игом Царства Небес.

Говоря «Г-сподь один», следует иметь в виду, что тот, чье имя «Г-сподь», бремя царства которого мы приняли на себя, тот, Кого провозгласили мы Царем и Судьей над нами – Один. Один – на небе, и на земле, и в четырех сторонах света.

В слове אחד (один) не следует растягивать звук א (э), чтобы он не звучал подобно אי (частица отрицания). Следует внятно и неспешно произносить ח (ха), думая о том, что Творец обитает в высотах мира. Нужно столь продолжительно произносить ד (д), чтобы успеть мысленно воцарить Его в небесах, и на земле, и в четырех сторонах света. Это и называется провозглашением единства Б-га. Затем произносят шепотом «Благословенно Имя Славы Царства Его навеки», полностью сосредоточившись на этих словах, подобно тому, как произносили их в Храме, услышав подлинное Имя Всевышнего.

Глава 26

Приняв на себя бремя Царства Небес и единство Творца, человек принимает в целом обязанность служения Всевышнему словами, включающими в себя законы служения: «И люби Г-спода, Б-га твоего …». Произнося «и люби», он намеревается принять на себя служение Б-гу в любви. И не должно быть намерением его служения ни желание избежать наказания, ни стремление получить награду, ибо тот, кто служит Господину ради этого, служит на самом деле не Господину, а самому себе. Им движет любовь и жалость к самому себе, в которых он старается избежать наказания или приобрести благо. Он не заботится о Господине в боязни перед Ним, но лишь о собственной выгоде. Поэтому и служение – не служение, пока не движет человеком любовь к Б-гу, порожденная осознанием Его Б-жественности, Его величия и возвышенности, осознанием того, что в Нем – первопричина всего, Он создал мир из ничего, Он – Царь, Владыка и Господин всего, Всеведущий и Всемогущий, которому лишь одному подобает служить. И даже если не ощутит человек другого наслаждения от своей службы, кроме как того, что он служит Царю, величие которого безгранично и непостижимо – довольно ему и этого.

И нет предела радости человека в час служения из-за великого желания и страсти к служению из любви к Творцу.

И тот, кто служит Творцу в любви, тем самым уже выполняет свою обязанность, ибо Господин – причина его служения, и только Господину служит он. И сам он, даже не намереваясь, достигнет непостижимого и бесконечного. Ибо когда человек стремится служить Господину, Господин заботится о благе раба, о том, чтобы воздать ему должное, уберечь его от наказания и дать ему великое благо, уготованное праведникам в грядущем мире. Как сказано (Йешая, 64:3): «Око не видело, Б-же, кроме Тебя, того, что будет сделано ждущим Его». И сказано (Теилим, 31:20): «Сколь велико благо, которое скрыл Ты для боящихся Тебя». Как сказано в Тосефте: «Б-г наш да судит тебя» – это Г-сподь, судящий тебя, велит тебе служить Ему, Он дает награду следующим пред Ним истинно и цельно и взыскивает с грешников, преступающих Его заповеди. Имеется в виду, что и тому, кто служит Б-гу в любви, следует служить в страхе и трепете, зная, что есть наказание и воздаяние, ибо имя «Б-г» (אלוקים) всегда указывает на качество правосудия.

И эти слова призваны уберечь нас от заблуждения отступников – философов, которые, хотя и делятся в своих мнениях на три группы, все согласны, что Творец существует, но, при этом отрицают награду и наказание, Б-жественное провидение и знание Творцом творений Своих, говоря «оставил Г-сподь землю».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53892