Врата служения — Главы 27-30

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

287
138 врат

Глава 27

Смысл слов «всем сердцем твоим» (в стихе «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…» в «Шма, Исраэль») в том, чтобы в сердце твоем не оставалось сомнений в отношении Творца, то есть сомнений в Его существовании. Чтобы не было так, что иногда сердцу твоему кажется, что Он существует, а иногда – что нет. Тебе следует осознавать всем сердцем, без всяких сомнений, что Он существует, как сказано (Дварим, 4:39): «И узнаешь ты ныне и обратишь к сердцу твоему, что Г-сподь есть Б-г…». И в этих словах – отвержение идей философов-безбожников, отрицающих Б-га, утверждающих, что Его не существует. О них говорит Писание (Ирмияу, 5:12): «отвергали Г-спода, говоря “не Он”», то есть нет Его. И поэтому сказано (Дварим, 32:39): «Увидьте теперь, что Я – это Я, и нет богов со Мной, Я умерщвлю и оживлю, Я поражу и Я исцелю, и никто не спасет от руки Моей» – то есть Я существую, и нет других богов, кроме Меня, Я в единстве своем правлю миром.

И еще следует иметь в виду, произнося «всем сердцем твоим», предостережение от того, чтобы поделить свое сердце между служением Творцу и служением самому себе, собственным вожделениям. Человеку следует служить Творцу всем своим сердцем, не желая ничего другого, а только лишь того, в чем – Его воля.

Ведь если скажет раб господину своему: «Все, что ни велишь мне, сделаю, кроме одного!», то тем самым он свергает с себя ярмо господина, и становится сам себе господином. Ибо во всем служении господину он делает только то, что хочет сам. Поэтому и служение Б-гу неполноценно, пока не решит человек служить Ему всем сердцем своим, то есть исполнять любую заповедь и избегать любого греха. Об этом сказано в Торе (Дварим, 27:26): «Проклят тот, кто не исполнит слов Торы этой …» – тот, кто не исполнит и не примет на себя исполнение всех заповедей Торы. Ибо тот, кто решает в сердце своем не исполнять известную заповедь или не соблюдать известного запрета – проклят, ведь он сверг тем самым бремя Царства Небес.

Глава 28

Также, произнося «И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим», следует иметь в виду сказанное мудрецами «всем сердцем» – обоими началами, и добрым, и злым. [Намек на это содержится в слове לבבכם – сердцем своим – написанным с двумя ב.] Там, где речь идет об ангелах, обладающих только добрым началом, сказано לבכם. В отличие от этого, о человеке, имеющем и злое начало, и доброе, сказано לבבכם בכל (всем сердцем вашим). Человеку следует служить Творцу свойствами и злого начала – вожделениями животной души, и начала доброго – разумом, знанием и пониманием возвышенной души. Ведь злое начало создано с тем, чтобы содержать человеческое тело здоровым, давая ему все необходимое, подобно сказанному (Йешаяу, 45:18): «Не пустынной создал Он ее [землю], для заселения сделал». Подобно тому, как закваска делает тесто хлебом, пригодным в пищу, в чем и состоит ее предназначение, так дурное начало служит тому, чтобы сделать человека пригодным исполнить предназначение, ради которого он создан. Так сказали мудрецы наши (Брахот, 17а): «Рабби Александри говорит: “Владыка мира! Явно и ведомо Тебе, что желаем мы выполнять волю Твою. И кто же мешает нам? Закваска, что в тесте (т.е. дурное начало) и власть чужих царств”». Мы видим, что дурное начало уподоблено закваске. Тесто без закваски не станет пригодным в пищу. Закваска преобразует тесто и делает его хлебом. Однако и избыток ее портит тесто. И тем более непригодна в пищу закваска сама по себе.

Подобно этому и злое начало – благо для человека. Как сказали мудрецы наши (Берешит Раба, 89, 9) о стихе «И увидел Б-г все, что сделал, и, вот хорошо весьма …»: «Вот хорошо» – это доброе начало, «весьма» – злое начало. Разве злое – добро?! Да, злое начало – благо. Не будь его, никто бы не женился, не строил дом, не сажал бы виноградники, и мир бы опустел.

Итак, злое начало заложено в человека, чтобы он выполнял свое предназначение в мире. Однако, обретя непомерную власть, оно развращает человека, заставляет его преступать волю Творца. Само по себе злое начало названо злым подобно закваске, непригодной в пищу. И как закваску следует добавлять в тесто в меру – не больше и не мешьше, так и со злым началом следует обходиться осторожно, чтобы поддержать тело, но не ввести в грех душу. Т. е. ограничить его мерой, определенной Торой. И сказали мудрецы наши (Сота, 47а): «Раби Шимон бен Элазар говорит: “Злое начало (плотское влечение), ребенка и женщину отталкивай левой рукой и приближай правой”».

Одно из значений слов «всем сердцем твоим» – обязанность служить Творцу качествами как доброго начала, так и злого. Качествами доброго начала – в Торе и заповедях, которыми не наслаждается тело, лишь разум обязывает заниматься ими из любви ко Всевышнему. Качествами злого начала – в том, чтобы удовлетворить себя и в том, к чему стремится тело, обязывая себя, однако, пользоваться этим ради служения Б-гу. Так, принимая пищу и питье, человек намеревается делать это, чтобы укреплять свое тело, или чтобы наслаждаться субботами и праздниками, и таким образом служить Творцу. В отношении интимной близости с женой в чистоте – чтоб исполнить заповедь «плодитесь и размножайтесь», или чтобы исполнить супружескую обязанность, определенную Торой, или чтобы уберечься от греха. Качество же ненависти применимо, чтобы ненавидеть злодеев, ненавистников Б-га, как сказано (Теилим, 139:21): «Ведь ненавистников Твоих, Г-споди, возненавидел я …». Качеством ревности можно пользоваться в отношении врагов Всевышнего, подобно тому, как это сделал Пинхас, возревновав за Б-га. Качество жестокости применимо там, где необходимо отомстить месть Всевышнего, отстранять от общины и преследовать злодеев, наказывать побоями того, кто этого заслужил, и казнить того, кто согласно закону Торы заслуживает одну из четырех смертных казней. Можно воспользоваться и качеством скупости, как сказал Раби (Бава Батра, 8а): «Горе мне, что дал я свой хлеб неучу!» (Талмуд говорит, что Раби полагал, что все несчастья приходят в мир из-за тех, кто не учит Торупримечание переводчика). Также и мстительность и злопамятность допустимы ради чести Торы. Как сказано нашими мудрецами (Йома, 62): «Тот не мудрец, кто не мстит и не хранит зла подобно змею», ибо не подобает мудрецу поступаться честью Торы. То же – и в отношении хитрости. Как сказано (Шмуэль, 2, 22:27): «С честным Ты честен, а с хитрым – лукавишь». И в отношении злословия сказано (Йерушалми, Пеа, 1, 1), что можно выслушивать злословие о тех, кто затевает раздоры. И говорится также (Йома, 86а): «Рассказывают о лицемерах из-за осквернения Имени Всевышнего» (тот, кто знает правду о грехах злодеев, выдающих себя за праведников, должен рассказать ее – Раши).

Так подобает человеку служить Творцу, пользуясь этими и подобными этим качествами злого начала.

Глава 29

Однако следует весьма остерегаться излишеств, делающих служение человека неугодным Творцу. Как сказали мы о закваске, избыток которой портит тесто, так и тот, кто злоупотребляет едой и питьем, мясом и вином, преступает предписывающую заповедь «будьте святы» (Ваикра, 19:2), «освящай себя в дозволенном» (Йевамот, 20а). Причина этого в том, что злоупотребляющий дозволенным как будто сам подстрекает свое злое начало, давая ему власть над собой, чтоб увлечь себя вожделениями. Такой человек может истратить все свое добро в погоне за тем, к чему пристрастился. Как говорят мудрецы о «беспутном и бунтующем сыне» (בן סורר ומורה): «Разве за то, что съел он тартимар мяса и выпил пол-лога вина, велела Тора убить его?! Тора знала то, чем кончит он. Он пропьет и проест отцовское добро и, не найдя привычного, выйдет на дорогу, чтобы грабить и убивать людей».

Подобное относится и к интимной близости. Тот, кто слишком часто вступает в пусть и дозволенную связь с женой, преступает повеление Торы «будьте святы». Также и тот, кто без необходимости таскает в субботу подушки и перины и перетаскивает из комнаты на чердак то, что можно передвигать в субботу – преступает повеление Торы «будьте святы». И также тот, кто проводит слишком много времени во сне. Как сказано мудрецами (Авот, 3:10): «Раби Доса бен Оркинас говорит: “Утренний сон и полуденное вино, и детские беседы, и пребывание в собрании неучей изводят человека из мира”».

Все это потому, что названные качества – качества злого начала, хотя и позволено человеку пользоваться ими для поддержания жизни.

Глава 30

Излишества развращают тело и душу. Тот, кто употребляет пищу в необходимом количестве, приносит тем самым пользу телу, сохраняя себя живым и здоровым и способным служить Творцу. Тот же, кто ест не в меру и вредит телу, делая его больным, – вредит душе, разрушая тело. Как сказано (Берешит, 9:8): «Однако и за кровь вашу, за души ваши Я взыщу». Говорит Талмуд (Недарим, 10а) «“И искупит он то, что согрешил против души” (Бемидбар, 6:11). Что означает “согрешил против души”? То, что воздерживался он от вина (назир)». Тора говорит о человеке слабой природы, который не в состоянии выдержать воздержание от вина и поэтому названном грешником. Однако тот, кто здоров и крепок, кому не вредит исполнение обета, и принимает он обет в честь Небес, чтобы смирить свое злое начало и заносчивость сердца, – назван святым. Из сказанного здесь следует, что тот, кто вредит своему телу, пусть и немного, называется грешником. Выходит, что тот, кто использует еду для обжорства, вопреки ее истинному предназначению – поддержанию здоровья тела – использует ее во вред. То же верно и в отношении прочих проявлений дурного начала. Тот, кто пользуется его качествами сверх меры, тем самым, вопреки их назначению – поддержанию жизни и здоровья – пользуется ими во вред.

О мере же, установленной Торой, говорят слова (Шмот, 15:26): «И сказал Он: Если послушаешься ты голоса Г-спода, Б-га твоего, и прямое в глазах Его станешь делать, и прислушаешься к заповедям Его, и станешь хранить законы Его …всякую болезнь, которую привел Я на Египет, не приведу на тебя, ибо Я – Г-сподь, целитель твой». Я – Г-сподь – твой верный целитель, знающий все о тебе и на путях твоих наставляющий вести себя так, чтобы избежать болезни.

Болезнь, которую привел Я на Египет, не приведу на тебя – ибо послушаешься ты голоса Г-спода. Ведь болезни постигли египтян не из-за чрезмерной еды и питья и избытка других плотских наслаждений, но только от Б-га было им это. Рука Б-га постигла их, чтобы смутить и извести их за то, что преступили они святое слово Его. За это они и были отданы в руки злодейства своего и судимы по грехам своим против природы мира с тем, чтобы известить о присутствии Творца и знании Им творений Своих, о наказании и награде.

И затем заверил нас Всевышний и в отношении болезней, которые могут постичь человека по незнанию им правильных путей жизни. Однако тому, кто последует путями Торы, не следует бояться болезней, ибо Г-сподь, благословен Он – целитель его, определивший прямые пути и давший Тору истинную, дающую жизнь всей плоти и исцеляющую всякое тело. Как сказано (Теилим, 19:9): «Повеления Г-спода прямы, радуют сердце», (там, 119:105): «Свеча для ноги моей (т. е. для пути моего) – слово Твое».

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53961