Врата служения — Главы 5-7

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

257
138 врат

Глава 5

И изо всей Страны Израиля избрал Г-сподь Иерусалим, чтобы в нем пребывала Шхина и Слава Его, чтобы совершать там служение жертвоприношениями и молиться перед Ним.

И все время существования Храма место его в раскрытии Славы Всевышнего и в отношении пророчества и Торы было подобием Синайской горы в час дарования Торы, как сказано (Йешаяу, 2:3): «Ибо из Сиона изойдет Тора, и слово Г-спода — из Иерусалима». И названо место это Горой Г-спода, и Уделом Его, и Домом Б-га, и Вратами Небес, и Горою Святой. И сказано (Берешит, 22:14): «На горе, где Г-сподь открывается». И сказано (Берешит, 28:17): «Не иначе как дом Б-га это, и это – врата небес». И сказано (Шмот, 16:17): «Приведи его и насади его на горе удела Твоего». И сказано (Йешаяу, 27:13): «И поклонятся Г-споду на горе святой, в Иерусалиме». И сказано (Теилим, 132:13): «Ибо избрал Г-сподь Сион, возжелал обителью Себе». И сказано: «Здесь покой Мой навеки, здесь буду обитать Я, ибо возжелал его». И сказано (Теилим, 46:5): «Река потоков их возрадует Город Б-га, Святой для обители Вышнего». Городом Б-га и Обителью Вышнего назван Иерусалим (Числовое значение слова Иерусалим – ירושלים равно значению слов משכני עליון – обитель Вышнего).

И сказано (Диврей а-Ямим, 2, 3:1): «И стал Шломо строить Храм Г-спода в Иерусалиме на горе Мория». И сказано (Дварим, 12:5): «Как только в место, которое избрал Г-сподь Б-г ваш среди всех колен ваших, чтобы поселить Имя Свое там, к обители Его обращайтесь и приходи туда». И сказано (там же, 6): «И принесете туда всесожжения ваши». И сказано (там же, 11): «И будет место, которое изберет Г-сподь Б-г ваш, чтоб поселить Имя (присутствие) Свое там, туда приносите всё, что я заповедую вам ныне». И сказано (там же, 13-14): «Остерегайся, чтоб не приносил ты всесожжения твои в любом месте, где увидишь, но только в месте, которое изберет Г-сподь».

Глава 6

И это место избрал Г-сподь, благословен Он, служить местом молитвы нашей, где молились бы мы перед ним, как сказано (Йешаяу, 56:7): «И приведу Я их на гору святую Мою и возрадую их в доме молитвы Моей». И сказано (Млахим, 1, 8:22-23, 28:30): «И встал Шломо перед жертвенником Г-спода, напротив всего собрания Израиля, и простер ладони свои к небу. И сказал: «Г-сподь, Б-г Израиля, нет подобного Тебе, Б-г, на небесах вверху и на земле, внизу… И обратишься Ты к молитве раба Твоего и к мольбе его, Г-сподь Б-г мой, чтобы слушать ликование и молитву, что раб Твой молится пред Тобою ныне. Чтобы были очи Твои открыты к Храму этому ночью и днем… И услышишь Ты мольбу раба Твоего… [33] Когда будет поражен народ твой Израиль врагом его, когда согрешат они перед Тобою, и обратятся к Тебе, и возблагодарят Имя Твое. [34] И Ты услышишь в небесах и простишь грех народа Твоего, Израиля, и вернешь их на землю их, которую дал отцам их … [44] Когда выйдет народ Твой на войну с врагом его путем, которым Ты пошлешь их, и станут молиться Г-споду, <обратившись> к городу, который избрал Ты, и к Храму, который построил Имени Своему … [45] И услышишь Ты в небесах молитву и мольбу их … [50] И простишь народу Своему, который согрешил перед Тобой, и все злодейства их, которые совершили против Тебя, и обратишь к ним милосердие пленивших их, и смилостивятся над ними».

Глава 7

Мы выяснили, таким образом, что место святого Храма избрано для служения молитвой, как и для жертвоприношений. Частью же служения молитвы и жертвоприношений было пение левитов, прославлявших и воспевавших Творца песнями Давида, царя Израиля, при жертвоприношениях. И сказано об этом (Диврей а-Ямим, 1, 23): [1-2] «Давид состарился и насытился днями и воцарил Шломо, сына своего над Израилем. И собрал он всех князей Израиля и коаним и левитов. [3] И были пересчитаны левиты от тридцати лет и старше, и было число их поголовно мужчин тридцать восемь тысяч. [4] Из них – надзирать за работой Храма Г-спода двадцать четыре тысячи, и стражей и судей шесть тысяч. [5] И четыре тысячи привратников, и четыре тысячи славящих Г-спода на инструментах, которые сделал я для прославления. [6] Все они – сыновья Эймана, провидца царского. [6] Все они с отцом своим – на песни Храма Г-спода, с тарелками и мехами и арфами для служения в Храме Б-га».

И сказано (Диврей а-Ямим, 2, 5): [12] «С тарелками и мехами и арфами стоят к востоку от жертвенника… [13] И было, когда подняли как один голос трубачи и певцы, чтобы славить и благодарить Г-спода…» И сказано (там же, 7): [1] «И когда закончил Шломо молиться, и огонь спустился с неба и поглотил всесожжения и жертвы, и Слава Г-спода наполнила Храм. [2] И не могли коаним войти в Храм Г-спода… [4] И царь и весь народ приносят жертвы… [5] И принес царь Шломо жертвы из скота… и обновили Дом Б-га царь и весь народ. [12] И открылся Г-сподь Шломо ночью и сказал…[15] И теперь глаза Мои будут открыты, и уши Мои слушать будут молитву в месте этом. [15] А теперь избрал и освятил Я Храм этот, чтоб было Имя Мое (присутствие) там навеки, и чтобы были глаза и сердце Мое там во все дни».

И все, кто молится, обращают сердца свои к месту Святого Храма, как тогда, когда он существует, так и во время, когда его нет, как сказано мудрецами нашими (Брахот, 30а): «Слепой и тот, кто не может определить стороны света (чтоб обратиться к Стране Израиля), пусть обратит сердце свое к Отцу своему в небесах, как сказано (Млахим 1, 8:44): «И будут молиться, <обращаясь> к Г-споду». Тот, кто находится вне Страны Израиля, пусть обратит сердце свое к Стране Израиля, как сказано  (там же, 48): «и будут молиться Г-споду через страну их. Тот, кто находится в Стране Израиля, пусть обратит сердце свое к Иерусалиму, как сказано (Диврей а-Ямим, 2, 6:34): «И будут молиться Тебе через город этот». Тот, кто находится в Иерусалиме, пусть обратит сердце свое к Храму, как сказано (там же,32): «И будут молиться к Храму этому». Тот, кто находится в Храме, пусть обратит сердце свое к Святая Святых, как сказано (там же, 24): «И будут молиться к этому месту». Тот, кто находится за Ковчегом Завета, пусть обратится к нему. Тот, кто на севере, пусть обратится к югу, на юге – к северу, на востоке – пусть обратится к западу, на западе – к востоку. Выходит, что весь Израиль обращает сердца свои к одному и тому же месту. Сказал рабби Авин: «На это намекает и стих «Как башня Давида, выстроенная  великолепием (תלפיות), шея твоя» (Шир а-Ширим, 4:4) (תל – холм – פיות – уста; холм, к которому обращаются все уста).

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=53426