Врата служения — Главы 50-52

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1929
138 врат

Глава 50

И еще следует знать, что не в силах человека повлиять на происходящее в нашем мире, низшем из миров. Все в нем – в руках Небес. Как сказали мудрецы (Брахот, 33б): «все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Также говорят мудрецы (Нида, 16б), что в момент зачатия плода решают на небесах, стать ли этой капле бедным или богатым, сильным или слабым, мудрым или глупым. Не определяют, быть ли ему праведником или грешником – это не в руках Небес. В руки человека отдан выбор, как сказано (Дварим, 30:15): «Смотри, дал Я пред тобою ныне жизнь и благо, и смерть и зло… чтобы любить Г-спода Б-га твоего… жизнь и смерть дал Я перед тобой, благословение и проклятие, и избери жизнь …»

О происходящем же в мире сказано (Йешаяу, 26:12): «… ибо и все дела наши совершил Ты нам» – ведь они в руках Небес. И также сказано (Ирмияу, 10:23): «Знаю я, Г-споди, что не [в руках] человека путь его». И сказано (Теилим, 37:23): «От Г-спода шаги мужа утверждены …». И сказано (Мишлей 19:21): «Многие помыслы в сердце человека, но замысел Г-спода утвердится!». И сказано (Мишлей, 16:1): «Человек изготовит сердце, а от Г-спода – ответ языка». И сказано (Коэлет, 9:11): «Ибо не легконогим – погоня, и не могучим – война, и не у мудрецов – хлеб, и не у разумеющих – богатство и не знающим – благоволение, ибо пора и случай выпадет всем… ибо не знает человек и поры своей».

И сказано (Мишлей, 23:4): «Не трудись, чтоб разбогатеть, оставь разумение свое». Говорят мудрецы (Хулин, 7): «Сказал рабби Ханина: и палец не поранит человек внизу (в этом мире), если не провозгласили (не решили – Раши) об этом свыше».

Осознав все сказанное, – как оставит человек мир высший, мир духовный, мир душ, мир грядущий, мир, который весь – благо, мир непреходящий, мир, существующий на веки, мир, который дано человеку постичь? Как предастся делам мира низшего, мира лживого, мира изменчивого и преходящего, мира недолговечного, мира, который не во власти человека!

Видим мы множество людей, занятых… [делами этого мира] и преуспевающих. Правда в том, что все – в руках Небес, и с Небес дают им преуспевать в делах, как сказано (Йома, 38а, Шаббат, 104а), что путем, которым человек желает идти, ведут его, как сказано (Мишлей, 3:34): «С шутами подшутит Он, а смиренным даст благоволение». И сказано (Теилим, 1:6): «Ибо знает Г-сподь путь праведных, а путь злодеев пропадет». Всевышний как будто убирает с дороги праведных [возможность попасть на] путь злодеев, не дает им идти этим путем, чтобы они не споткнулись. Также и злодеям не дает Он вначале идти этим путем, но, поскольку они сами стремятся к злодейству, открывает им его. Как говорят мудрецы (Йома, 38а): «Тому, кто пришел, чтобы оскверниться – открывают». Подобное говорится о злодее Биламе. Вначале сказал ему Всевышний: «Не иди с ними», но поскольку тот сам стремился идти, сказал ему: «Встань, иди с ними». Пошел он и пропал.

Есть и такие, кому дают успех в делах из-за того, что, как сказано (Дварим, 7:9): «И будешь знать, что Г-сподь Б-г твой – Б-г, Б-г верный… и платящий ненавистникам Своим в лицо, чтоб извести его». Сказали мудрецы наши (Таанит, 11а, Сифри, Аазину), что подобно тому, как праведники получают в грядущем мире награду за каждую заповедь, которую исполнили, так грешники получают за каждую заповедь награду в этом мире. И как взыскивают с грешников за каждый грех в мире грядущем, так взыскивают с праведников в этом мире за каждый грех их. Мы видим, что покой грешников в этом мире – лишь с тем, чтобы извести их из мира грядущего, а страдания праведников в этом мире – чтобы удостоить их грядущего мира. Об этом сказал и царь Давид, мир ему (Теилим, 92:7): «Муж невежественный не знает, и глупец не поймет этого. Когда расцветут грешники – как трава и завяжут плод все творящие беззаконие – чтоб извести их навеки».

Еще много есть причин преуспеванию грешников и страданиям праведников, но неуместно здесь говорить об этом подробно.

Глава 51

Следует также знать, что надлежит человеку стараться постичь причины и значение каждой из заповедей. Ибо в каждой из них заключено великое и весьма значительное содержание. Каждая из них призвана поведать нам [раскрытие Славы Его и причины ее] о Его величии и превознесенности, о Его Б-жественном единстве, о тайнах Творения мира и Б-жественной Колеснице, о чудесах и знамениях, совершенных для наших отцов. Душа постигающего это взойдет в мир духовный и прилепится к высшим творениям, служителям Всевышнего, Творца мира, чтобы достичь высшей ступени служения.

И, вдумавшись во все это, станет человек устремляться и будет жаждать исполнить любую заповедь. Исполняя ее, станет делать это в намерении правильном и цельном, в помыслах чистых и ясных, подобно тому, что говорится в отношении жертвоприношений и молитвы. Не будет он исполнять заповеди «как повелось у людей», по привычке, не задумываясь о своих действиях. И, уразумев и постигнув смысл заповеди, человек исполнит ее как следует, в цельности намерений и в подобающей святости – исполнит заповедь так, как дана она. Другими словами, исполнит он заповедь в совершенстве, не преступая ничего ни в собственно исполнении заповеди, ни во времени ее. В отношении исполнения заповеди – подобно тому, что говорит Талмуд о рабби Хие (Моэд Катан, 25а), который постился сорок дней из-за того, что перевернулся у него ремешок тфилин. И в отношении обязанности человека – подобно истории о мудреце, у которого оборвалась на лестнице нить цицит. Он остался стоять на месте, пока не привязал новые нити (Шаббат, 118б) [Т. е. осознавая глубокий смысл и возвышенность заповеди, человек обретает страх не исполнить ее – прим. ред.].

И, хотя сказано мудрецами (Брахот, 25б), что не ангелам служения дана Тора, это изречение относится только к народу Израиля в целом. Но тот, кто в совершенстве служит Всевышнему, действительно подобен ангелу Г-спода Воинств. Он исполняет заповеди в соответствии с волей Давшего их и готов пожертвовать собой ради того, чтобы исполнить их. Так сказано о Даниэле, пожертвовавшем собой ради молитвы, Хананье, Мишаэле и Азарье, отказавшихся поклониться идолу, Папусе и Лульянусе, которые отказались пить из сосудов, украшенных именами идолов.

Подобное рассказывает Талмуд (Эрувин, 21) и о рабби Акиве. Когда он был заточен в тюрьме, получал там каждый день меру воды. Однажды охранник вылил половину воды, так, что оставшегося могло хватить или для питья или для омовения рук. Рабби Акива не пожелал есть, не омыв рук. Сказал он: «Лучше уж умру я, но не преступлю слов моих товарищей».

Глава 52

А те заповеди, значение и смысл которых не дано человеку постичь, пусть исполняет он по любви своей к Г-споду Б-гу своему и в бесхитростности, как сказано (Дварим, 18:13): «Бесхитростным будь с Г-сподом Б-гом твоим». И следует знать воистину, безо всякого сомнения, что все заветы Г-спода прямы, во всех – истина и справедливость, что не пусты они и лишь по недостатку разума не дано человеку постичь великое значение их. И в этом – вера цельная, вера в Тору Б-га, в то, что вся она обоснована, достоверна и истинна. Свидетельство Г-спода истинно, всякое слово Г-спода Б-га чисто. И пусть исполняет человек все заповеди, как исполнял бы он повеления царя, которые не вправе обсуждать и о которых не вправе спросить царя, почему повелел он так-то, и в чем смысл его указов. Ведь повеления царя исполняют в страхе, боязни и трепете. Тем более, повеления Царя над царями царей, Всевышнего, благословен Он, мудрого сердцем, и неистощимого силой, и знающего сокровенное. Кто скажет Ему, что делать! Он скажет и сделает. «Оплот, непорочный, совершенный в деяниях, ибо все пути Его – правосудие, Б-г верный, без беззакония, праведен и прям Он» – по верному свидетельству Торы (Дварим, 32:4).

И следует всякому исполнять повеления и заповеди Б-га в страхе и трепете и с подобающим намерением, задумавшись о величии Давшего их и превознесенности Его. О том, что Он – Повелитель всего, все создавший и сотворивший, Царь, в могуществе Своем правящий всем, всевидящий и всемогущий, которому подобает служить всеми силами.

Когда представит себе человек величие Творца мира, привяжется его душа к Б-гу и соединится с миром вышним, и тогда исполнит он заповедь в цельности намерений, с помыслами ясными и чистыми, как говорили мы выше.

И да удостоит нас Г-сподь, да будет Он благословен и превознесен, исполнять волю Его и служить Ему всем сердцем.

Перевод – рав М. Гафт


http://www.beerot.ru/?p=5159