Врата служения — Главы 36-37

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1470
138 врат

Глава 36

Об этом и сказал в мудрости своей царь Шломо, мир ему. «Путь жизни в выси для разумеющего» (Мишлей, 15:24). Тому, кто обладает разумением, известно, что истинный путь жизни – в высях, в высшем мире, мире душ, там, где истинная непрерывающаяся жизнь. Как сказано (Шмуэль 1, 29:25): «Да будет душа господина моего связана узлом жизни с Г-сподом Б-гом твоим». Оттуда взята душа, и туда вернется к основе своей и корням, ибо в природе всего сущего возвращаться к источнику. И сказано (Коэлет, 12:7): «И возвратится прах в землю, каковою был, а дух возвратится к Б-гу, что дал его».

Однако одно из чудес Творца в том, что, вопреки природе, будет истреблена душа злодея, не поднимется она к источнику своему, но сойдет в бездну, чтобы быть судимой в Гейиноме по злодейству своему. Как сказано (Бемидбар, 15:31): «Истребится душа эта, грех ее на ней». И сказали мудрецы наши (Санедрин, 64б): «Истребится» – и в этом мире, и в мире грядущем. И сказано (Йехезкель, 18:4): «Душа грешная умрет» И сказано (Йешая, 66:24): «Ибо червь их не умрет, и огонь их не погаснет».

И сказано также (Коэлет, 9:2): «Ибо одно уготовано и праведнику, и грешнику… Смерть одного, как смерть другого, и дух один на всех». Сказал рабби Ошая (Коэлет Раба, 9, 1), что смерть уготована всем, и в этом нет разницы между людьми. Однако, как сказано мудрецами (Авот, 2, 20), «все приготовлено к трапезе». На «трапезе» каждому отводят место по заслугам его. Все люди смертны, но каждый удостоится награды по заслугам своим.

И сказано затем «Кто знает» – тот, кто обладает знанием, поймет, «что дух человека поднимается вверх» – дух праведника, называемого человеком (как сказано (Коэлет, 12:13): «Конец всех речей послушаем: Б-га бойся и заповеди Его храни, ибо в этом – весь человек»; человек создан только для того, чтобы бояться Небес и соблюдать заповеди) – лишь его дух поднимается в выси. Но «дух скота» – дух грешника, который, подобно скоту, проводит жизнь в погоне за наслаждениями нижнего мира – опускается вниз, к земле. Душа грешника истребится и низойдет в преисподнюю. Поэтому и говорится, что известен разумеющему путь жизни в высях – путь жизни, ведущий ввысь, чтобы избегнуть бездны внизу. Путь жизни, следуя которым спасется душа и избежит Гейинома, называемого низшей преисподней. Поэтому и следует тому, кто служит Б-гу, быть привязанным к миру вышнему — и делами, и помыслами.

Глава 37

И исходя из того, что сказано прежде, нам будет очевидно, что тому, кто служит Творцу в цельности сердца и по воле души своей, нетрудно и пожертвовать собой ради любви к Нему. Ибо что ему в мире земном? Ведь вся радость его – только в мире вышнем. Он готов вынести смерть и все страдания этого мира, мира низменного и преходящего, мира ложного и неверного, чтобы удостоиться жизни мира грядущего, мира вышнего и неизменного, мира истины, который весь – благо.

Так было с Авраамом – отцом нашим, мир ему, которого бросили в огонь и несколько лет держали в заключении из-за любви его к Творцу. Так было с Авраамом, прошедшим десять испытаний. Так было и с Ицхаком – сыном его, как говорят мудрецы наши (Берешит Раба, 55, 4): «И было после этого, и Б-г испытал Авраама …» «После этого» – после слов Ишмаэля, который хвалился перед братом своим, Ицхаком, тем, что, будучи уже взрослым, в тринадцать лет, согласился сделать обрезание из любви к Всевышнему. Ответил ему Ицхак: «Только этим ты хвалишься передо мной, что отрезал кусочек кожи?! Если бы мне велел Всевышний зарезать себя самого перед Ним, я немедля сделал бы это». И сразу же «Б-г испытал Авраама». И выполнил Ицхак сказанное им, предав себя на заклание от руки отца своего, а отец решился зарезать сына, чтобы исполнить волю Творца.

Так и Яаков – отец наш, мир ему, который самоотверженно служил Лавану верой и правдой, выполняя днем и ночью работу его. И Йосеф – праведник, готовый пожертвовать всем, чтобы не согрешить с женой хозяина своего. Хананья, Мишаель и Азарья пожертвовали собой и были брошены в печь, отказавшись поклониться идолу. Даниель пожертвовал собой и был брошен в яму со львами из-за молитвы.

И все это было весьма легко для них, которые знали, что оставляют преходящую жизнь, полную пустоты и тщеты, и вступают в жизнь мира высшего, жизнь истинную и вечную.

И более того: тот, кто служит Б-гу, ожидает все дни жизни своей того мгновения, когда сможет он освятить Имя Небес, предав жизнь и душу свою служению Творцу на глазах творений Его, исполнив сказанное: «И освящусь Я среди сынов Израиля» (Ваикра, 22:32). Как говорится (Брахот, 61б) о рабби Акиве, который, погибая ради освящения имени Всевышнего, сказал ученикам: «Все дни мои я сожалел о том, что не могу исполнить “и люби Г-спода Б-га твоего … всей душою твоей” – даже когда Он берет себе душу твою…»

Выходит, что тот, кто служит Б-гу, с радостью встречает страдания и смерть ради служения Ему, и, более того, желает их. Ибо в них – причина блага, с которым нет зла, жизни, за которой нет смерти.

Глава 38

После всего сказанного продолжим далее. Когда возжелает человек, служащий Б-гу, подняться и взойти по ступеням служения, чтобы уподобиться ангелам, окружающим Небесную Колесницу, и достичь близости Б-га, решит он принести жертву в Храм. Выберет он ягненка без порока, не служившего никакому греху, чтобы сделать его цельным непорочным всесожжением. Поднимется он, и взойдет, и предстанет перед Б-гом, чтобы поклониться Ему на Святой Горе, в Иерусалиме, в Храме великом и святом, нареченным Именем Г-спода Воинств, восседающего над крувим, и избранного местом служения Творцу мира. Место, к которому обращаются глазами и мыслями все молящиеся, как говорили мы выше (гл. 6, 7). Место, к которому обращаются все служители Б-га и все благочестивые. Там увидит он славу Шхины и славу Торы, и Санедрин, заседающий в Храме, увидит храмовую службу коаним, занятых жертвоприношениями, и левитов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, и посланников народа, стоящих над общественными жертвами. Пришедший в Храм увидит своими глазами происходящие там всегда чудеса (Авот, 5, 5).

Гаон рабейну Хананель, благословенной памяти, упоминает их в своем комментарии к Торе. Мудрецы наши, благословенной памяти, говорят (Йома, 21а), что черепки глиняных сосудов, которые разбивали в освященном месте, сами погружались в землю. Это одно из одиннадцати чудес, происходивших в Храме. И еще десять перечисляются в Мишне (Авот). Ни у одной женщины не случился выкидыш от запаха мяса жертв, <молящиеся> стояли в тесноте, а падали ниц свободно, и т. д. Огонь горел на медном жертвеннике (в Мишкане), но медь его не испортилась, а дерево не сгорело. В западную свечу Меноры наливали столько же масла, сколько и в другие, и от нее зажигали потухшие свечи в сумерки. В Йом Кипур красная шерсть становилась белой в знак искупления грехов, и звуки голоса первосвященника и открываемых ворот были слышны в Йерихо.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=2954