Врата служения — принесение жертвы

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1719
138 врат

Выше мы описали намерения приносящего добровольную жертву по примеру намерения Авраама, праотца нашего, мир ему, принесшего барана, послужившего заменой Ицхаку, Отцу нашему на горе Мория (об этом говорилось прежде в гл. 16). Но в еще гораздо большей степени относится сказанное к искупительному жертвоприношению, к тому, кому случилось провиниться, нарушив неумышленно один из запретов Б-га, или стало известно ему о грехе, который совершил и должен теперь принести одну из искупительных жертв. Узнав о своей провинности, огорчится человек до крайности, забота и тревога охватят его, сердце его изойдет слезами и скажет он: «Горе мне, ибо согрешил я! Что я наделал, как не уберег душу свою! Ведь будь я более внимателен к Торе и заповедям, не привелось бы мне согрешить, не оступился бы я. И лучше бы умер я тысячу раз, но не нарушил заповеди Творца моего. Ведь даже тот, кто нарушает запрет земного царя, повинен смерти, как сказано (Йеошуа, 1): “…ибо тот, кто преступит слово твое, будет умерщвлен”, а тем более тот, кто преступает слово Царя над царями царей, Всевышнего, благословен Он».

И тогда, в соответствии со своей обязанностью, выберет он непорочное животное для жертвоприношения, ни в чем не послужившее греху, и приведет его в святой Храм Г-спода Б-га своего. И, придя в Храм, еще более осознает честь Шехины, Торы и служения, как говорилось прежде. Возложит он руки на голову животного и зарежет его перед Г-сподом. И перед этим примет на себя полное раскаяние и обязанность впредь беречь свою душу от того, от чего не уберег ее, и установит для себя «ограды», чтобы не оступиться более. Ибо как иначе предстанет он перед Господином своим, Царем, зная, что известно Царю, что он – изменник и бунтовщик, не оставивший и поныне бунта своего? Как придет ему в голову, что Царь выкажет расположение ему и примет дар из его рук?!

Поэтому приносящему искупительную жертву следует раскаяться прежде во всех своих грехах и возвратиться душой к Создателю своему, твердо решив служить Ему отныне всем сердцем своим, всей душой и всеми силами своими. И затем восславит он и возблагодарит Творца за многие блага, даваемые Им (подобно тому, что говорилось о жертвоприношении прежде).

Затем поймет он и осознает, сколь незначительно все служение его, и что не исполнил он и на тысячную долю свой долг в нем. И вдобавок вместо того, чтобы служить Творцу, преступил он заповедь Его. Осознает человек, что лучше было бы ему умереть тысячу раз, но не совершить этого греха. И тогда испросит он милосердия душе своей, возложит руки на голову своей жертвы и обратится с молитвой к Г-споду Б-гу своему: «Владыка всех миров! Явно и ведомо Тебе, что желаю я исполнять волю Твою, и что раскаиваюсь я пред Тобой совершенно, и что плачу я и страдаю о совершенных грехах, преступлениях и злодеяниях. Известно Тебе, что хотел бы я быть зарезан подобно этому животному, чтобы пролилась моя кровь на Твой жертвенник, и чтобы был сожжен на нем тук мой, дабы снискать расположение Твое и искупить этим все грехи, преступления и злодейства мои.

Но в великом милосердии и милости Твоем не желаешь Ты смерти злодеев, но лишь жизни их, чтобы вернулись они к служению Тебе в истине и прямоте сердца. И Ты приемлешь помыслы их, цельные и чистые, вместо души их, ибо известно Тебе, что отдали бы они души свои для искупления, будь на то воля Твоя. И теперь да будет угодно Тебе, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, чтобы это жертвенное животное послужило заменой мне, кровь его – (заменой) моей крови, тук его – моему туку, плоть его – моей плоти, а кости – моим костям и все, что будет сделано с ним, пусть зачтется как сделанное со мной. Ведь явно и ведомо Тебе, что с готовностью я согласился бы на это будь такова воля Твоя. И все это было бы еще легким для меня и незначительным по сравнению с величиной греха моего и долга моего перед Тобой, чтобы заслужить искупления».

И также, видя, как режут жертвенное животное, человек должен представлять себе, как будто режут его самого, и поднималась бы в нем жалость к самому себе, и плакал бы он слезами милосердия, благодаря и восславляя благословенного Б-га: «Владыка всех миров! Если бы не великое милосердие Твое и беспредельная милость, я был бы уже зарезан подобно этой жертве. И этого заслужил я, ибо преступил повеление Твое, и даже намного более этого! А теперь да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г мой и Б-г отцов моих, это жертвоприношение, как если бы зарезал я самого себя. Ибо явно и ведомо Тебе, что так и поступил бы я, чтобы искупить грех, будь на то воля Твоя».

И также, видя, как собирают в сосуд кровь жертвенного животного, представлял себе человек, что это – его собственная кровь и пробуждалось в нем сострадание, и благодарил он и славил благословенного Б-га, обращаясь с молитвой к Нему.

Также, видя все, что делается с жертвенным животным, как мы говорили прежде.

Итак, мы объяснили, что приносящий жертву, будь то жертва добровольная или искупительная, приносит в жертву душу свою. Коэн же, совершающий жертвоприношение, подобен ангелу служения, возносящему души праведников на жертвеннике в высшем мире.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=3522