Врата служения — Главы 42-43

Дата: | Автор материала: Рабейну Йона Геронди

1709
138 врат

Глава 42

Как говорилось прежде, тот, кто молится, подобен приносящему жертву перед Творцом. Душа его в этот момент привязана к миру вышнему и сливается с ним, с миром духа, миром духовным. Посланник же общины (хазан, ведущий молитву) подобен ангелу-служителю, возносящему на жертвеннике души праведников. Это имеет в виду стих, говорящий о Хане (Шмуэль 1, 1:16): «И излила я душу свою перед Г-сподом», ибо она молилась всем сердцем, как будто принося на жертвеннике душу свою. И подобно этому (Теилим, 25:1): «К тебе, Г-сподь, душу мою вознесу» – ради Тебя подверг я страданиям душу свою. И также (Теилим, 102:1): «Перед Г-сподом изольет речь свою». И также (Эйха, 3:41): «Вознесем сердце наше на ладонях к Б-гу на небесах». Об этом сказали мудрецы наши, полагаясь на слова «Буду, кто буду» (אקיק אשר אקיק) (Шмот, 3:14): «Как ты будешь со Мной, так и Я буду с тобой. Если вы творите благодеяние своими руками, то и Я открою вам руку Свою …». И сказано (Теилим, 121:5): «Г-сподь хранит тебя, Г-сподь – тень твоя по правую руку твою». Г-сподь, благословен Он, как будто тень твоя. Как тень, которая веселится в ответ на твое веселье и плачет в ответ на твой плач, так и Г-сподь, благословен Он, приближается к тебе, если ты приближаешься к Нему и отдаляется, когда ты отдаляешься от него.

Глава 43

И еще следует знать, что служба Царю над царями царей, Всевышнего, благословен Он, отлична от службы царю из плоти и крови. Ибо отнюдь не всякий может служить земному царю, лишь люди родовитые и почтенные, известные царю, сидящие пред ним. Люди, наделенные мудростью и разумением, достоинствами и мужеством, люди славные, чья служба делает честь царю. Человек же из простого народа не может служить царю, разве что в силу особых причин или многих ухищрений удостоится он лицезреть его. Да и самому царю не угодно служение простолюдина, не примет он подношение из рук его и не проявит к нему благосклонности. Тот же, кто захочет служить царю, вынужден будет обратиться к знати и низшим слугам царя и задобрить их словами или деньгами с тем, чтобы быть представленным царским министрам. А те уж представят его самому царю. И иногда, несмотря на все усилия, не удастся человеку достичь высшей ступени, и он окажется горько разочарованным. А иногда не достанет ему денег, чтоб задобрить царских слуг. Да и царским слугой быть неспокойно. Случается так, что и царь заподозрит своих слуг в небрежении службой. Или сами они оплошают в чем-то и поплатятся за это жизнями своими или имуществом, и будут преследуемыми. Об этом сказано мудрецами нашими (Авот, 1:10): «не заводи знакомства с властью».

В отличие от этого Всевышний, благословен Он, дал силы каждому человеку и право приблизиться к Себе и служить верой и правдой. Он любит каждого человека и приемлет служение его. И если согрешит человек, Всевышний не спешит отмстить ему, но смиряет гнев Свой, ожидая раскаяния грешника, того, чтобы исправил он поступки свои и удостоился обоих миров, мира этого и мира грядущего. И не более угодно Всевышнему служение богатого, чем бедного, могучего, чем слабого, мудрого – (не) более, чем глупца. Ведь Он, благословенный, желает от каждого в его служении чистоты души и помыслов, и того, чтобы каждый служил Ему в меру своих сил и разума, подобно тому, как сказано (Коэлет, 5:11): «Сладок сон труженика, мало ли съел он или много». И всякий может достичь таким образом цельности в служении, ибо Всевышний, благословен Он, спрашивает с людей лишь в меру сил их. И, давая людям, Он дает им в меру сил Своих [т. е. неограниченно со Своей стороны, но в меру того, что они могут воспринять]. Он дает им дождь и росу, выращивает хлеб, накрывает стол перед ними. Он спасет всех, кто взывает к Нему, избавляя их от всяких несчастий дома и в поле, на море и на суше, избавляет их от преисподней и от всякого недоброго приговора, чтобы удостоить их блага, уготованного праведникам в грядущем.

Перевод – рав М. Гафт.


http://www.beerot.ru/?p=3816