Комментарий на псалом 83 — Песнь восхваления Асафа

Дата: | Автор материала: Рав Нахум Шатхин

3797

Этот отрывок из книги Теилим говорит о конкретных событиях, предвидит все страдания нашего народа, и в тоже время это – песнь восхваления (ведь все, что делает Всевышний – к лучшему, и даже – разрушение Храма и изгнание). С другой стороны – это крик души о спасении нашего народа, о приходе Машиаха и окончательном избавлении.

Провозглашение единства Творца, с которым евреи жили и умирали, шли на костер и в газовые камеры, полностью раскрылось во всем Творении. Как актуальны слова Асафа, когда наши ненавистники пытаются нас уничтожить! Рав Бенцион Зильбер вспоминал, как наш учитель рав Ицхак читал этот псалом в Ташкенте во время Шестидневной войны.

Песнь восхваления Асафа. Это песнь восхваления Асафа, который жил во времена царя Давида и был потомком сыновей Кораха. Потомки Асафа были среди Левитов, служивших на протяжении всего периода первого Храма. Это восхваление было составлено, когда на Асафа снизошел дух святости, и он стал говорить о том, как в будущем народу Израиля придется перенести множество притеснений и изгнаний от народов мира. Утверждают также, что здесь идет речь о событиях, которые произойдут во времена праведного иудейского царя Йеошафата, когда на Иудею соберутся войной множество народов, живших в непосредственной близости с землей Израиля, и с ними много других народов.

В Диврей а-Ямим (часть 2, глава 20) рассказывается подробно о тех событиях, когда народы собрались воевать, прежде всего, против нашей веры. Евреи собираются на всеобщую молитву, и Всевышний принимает молитву и раскаяние, а позже сеет беспорядок в рядах врагов, и они полностью уничтожают друг друга.

[Мы произносили эту песнь восхваления ежедневно во время первой войны в Персидском заливе 23 года назад и видели воочию, как Всевышний внес раздор в ряды наших врагов и войска арабских стран уничтожали иракские пусковые установки, направленные на Святую Землю – прим. ред.]

«Б-же не будь безответным, не молчи и не бездействуй, Б-же» (перевод по Мальбиму).

«не будь безответным…» – не оставь нас без Твоей поддержки, и помоги нам, как Ты делал для нас и прежде.

«не молчи и не бездействуй» – не останься (как будто) безразличным, ибо не можешь Ты бездействовать, когда враги воюют не только против народа Твоего, но, прежде всего, против установления в мире Твоего царства. Они воюют не только поступками, но и своими речами, поэтому и Ты не молчи и не бездействуй (рав Ш. Р. Гирш).

«Ибо вот враги Твои шумят и ненавидящие Тебя подняли голову».

Своим шумом они нагоняют страх на Израиль, потому что шум их подобен лаю собак, как сказано в Теилим (59:7) «шумят, как собака…». Когда одна собака начинает лаять, то все собаки, находящиеся в округе, присоединяются к общему лаю и это вызывает страх у прохожих. Подобно собакам, враги Израиля, поднимая шум, привлекают и других, и от их количества евреям становиться не по себе. Когда же ненавистники видят страх Израиля, то поднимают свои головы, чтобы причинить нам беды страдания (Шмот Раба, 31:8).

«Против народа Твоего замышляют они дурное втайне и замышляют о Твоем сокровенном».

Врагами не движет желание воевать с евреями, подобно тому, как воюют между собой другие народы. Они пришли воевать с Израилем, потому что мы – Твой народ, и цель, преследуемая ими, не похожа на цели обычных войн, потому что позарились они на сокровенное – на Тору и ее заповеди. Если не будет народа Израиля, то некому будет соблюдать Тору и заповеди и провозглашать славу Твою в этом мире.

«Сказали они: пойдем и истребим их, чтобы (перестали) быть народом (מגוי); и да не будет больше упомянуто имя Израиля!»

Слово עם (ам) – народ – применяется по отношению к группе людей, объединенных одной идеей или находящихся под одной властью – царя или Всевышнего. Слово же גוי (гой) – народ, племя – указывает на более простое образование, сформированное на основе общего языка или общей территории обитания, или же на основе договоренности. И эти враги замышляют не просто причинить нам беды и страдания, они хотят уничтожить нас, чтобы не осталось от нас даже того, что можно назвать гой – племени или народности.

«Ибо единодушны они в совещаниях, против Тебя заключают союз».

Даже те народы, которые много воевали между собой и некогда были заклятыми врагами, теперь готовы забыть свои распри, ради того, чтобы объединиться в войне против народа Израиля.

«Шатры Эдома и Ишмалитяне, Моав и Агрим, Гевал, и Аммон, и Амалек, Плешет с жителями Цора, и Ашур присоединился к ним, стали они помощью сыновьям Лота. Сэла!»

Народы, живущие по соседству со святой Землей, которым есть что делить с Израилем, и народы, живущие далеко, пришли воевать с народом Твоим.

«Сделай им то же, что Мидьяну, что Сисре, что Явину при потоке Кишоне, истребленным в Эйн-Доре, ставшим навозом для земли».

«Сделай им то же, что Мидьяну…» Когда Гидеон всего с тремя сотнями воинов посеял страх в рядах сотен тысяч захватчиков, и те в панике стали уничтожать друг друга, пока не были разбиты полностью маленьким отрядом Гидеона (Шофтим, 7).

«Сделай им то же что… Сисре, что Явину при потоке Кишоне…». Когда Двора с Бараком выступили против превосходящих в десятки раз войск кнаанского царя Явина и его полководца Сисры. Тогда Всевышний наслал страшную жару и солдаты Сисры вошли в ручей Кишон, чтобы остудиться в его водах. Произошло чудо и воды Кишона, вдруг ставшие бурными, смыли в море все войска кнаанейцев, а земля превратилась в грязь от вод вышедшего из русла ручья, и колесницы погрязли в грязи. Бежавшие остатки войск были уничтожены вместе с их полководцем Сисрой (Шофтим, 4).

«Поступи с ними, с начальниками их, как с Орэвом, как с Зеэвом, и как с Зэвахом, и как с Цалмуной – со всеми князьями их, которые говорили: возьмем во владение себе жилища Б-жьи». Орэв, Зеэв, Зевах и Цалмуна – все это князья Мидьяна, разбитые и казненные Гидеоном.

«Б-же мой! Сделай их, как перекати-поле, подобными соломе пред ветром. Как огонь сжигает лес и как пламя опаляет горы».

Когда пожар охватывает лес, то огонь распространяется быстро, особенно когда есть ветер. И подобно тому, как огонь пожирает горы, т. е. леса, покрывающие горы, и сжигает деревья, так пусть не останется даже упоминания о ненавидящих нас. И подобно тому, как во время пожара пламя с одного дерева перепрыгивает на другое, так пусть поднимут они мечи друг на друга и погибнут в братоубийственной войне.

«Так преследуй их бурей Своей и вихрем Своим наведи страх на них. Исполни позора лица их, доколе искать не будут имени Твоего, Г-споди. Пусть пристыжены будут и устрашены навеки, и посрамлены будут и да сгинут! И да узнают, что Ты – един, имя Твое – Г-сподь, (Ты) – Всевышний, над всей землей!»

Народы, которые объединились против Израиля во времена царя Йеошафата, в своих намерениях были похожи на то, что думали люди «поколения раздора» (дор афлага), которые ошибочно считали, что Всевышний после создания мира, удалился высоко на небеса, передав управление миром светилам и небесным воинствам. Но наступит день и народы мира будут вынуждены признать, что этим миром управляет Всевышний и нет никакой власти, кроме Него (Хасид Яавец).


http://www.beerot.ru/?p=3624