Молитва и постижение
— как правильно молиться, чтобы жить

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1772

Мы не раз приводили слова наших мудрецов о том, что громы посылаются для того, чтобы выпрямить кривизну наших сердец. Это не просто слова, результаты происходящего мы видим на практике. На нас лежит обязанность выпрямить ту самую кривизну, которую каждому из нас несложно найти в себе, для этого и посылается гром.

Стержень нашей молитвы Шмоне Эсре составлен мужами Великого собрания – величайшими мудрецами и пророками. Наши мудрецы объясняли, почему установили Шмонэ Эсре – постоянный канон молитвы? Почему бы каждому человеку не молиться так, как он хочет, прося Всевышнего о том, что ему нужно? Есть мнение, что люди просто не умели выражать свои просьбы, и сейчас мы подойдем к этому вопросу с другой стороны.

Как известно, молитва Шмоне Эсре состоит из трех частей. Первая – восхваления Творцу (первые три благословения), последняя – завершающие три благословения, и средняя часть – благословения, которые содержат различные просьбы. Как известно, первое из средних благословений содержит просьбу о разуме – «Одаряющий разумом (постижением)». В Шмоне Эсре очень важен порядок благословений, и если мы меняем его, то должны читать молитву сначала. Есть в Гемаре (и в Вавилонском, и Иерусалимском Талмуде) правило: «Нет бедности, кроме бедности разума». Если у человека нет разума, тогда что у него есть вообще? И, если мы говорим о молитве как о просьбе о том, чего нам не хватает, то становится понятно, почему именно это благословение открывает список просьб. Наш великий учитель Хазон Иш имел особую кавану (намерение) при чтении именно этого благословения.

Более того, человек, у которого нет разума – не знает, о чем ему молиться, чего ему не хватает. О важных вещах такой человек молиться не будет. О чем молится простой человек? О покрытии минуса в банке или о здоровье, т.е. о том, чего ему не хватает.

Расскажу одну притчу о великом раве Ицхаке Меире Алтере из Гур. Как-то раз он очень спешил куда-то, чтобы выполнить большую заповедь. Попросил извозчика поторопиться! Раз мудрец Торы просит, извозчик делает все возможное, как итог – загнал коней, сам устал, вспотел на морозе, заболел и почти отдал душу Творцу. Всевышний открывает раву Ицхаку Меиру Алтеру, какой ган Эден ожидает этого извозчика: ровная дорога, золотая телега с мягким сиденьем. Пределом мечтаний этого извозчика была хорошая дорога и телега! Именно это он и получил в награду. Ради такого стоит подниматься в ган Эден? Рав Ицхак Меир помолился и вернул душу извозчика в этот мир.

У человека есть определенный уровень представлений о том, что ему нужно, о чем он будет просить. Просить то, что ему неважно и ненужно, никто не будет. А молитва, в которой ни о чем не просят, как мы уже говорили, это не молитва. Поэтому одна из базисных идей молитвы – понимать истинную ценность того, чего нам не хватает. Часто мы сами не понимаем, чего нам не хватает, что у нас на самом деле болит.

Именно поэтому наши мудрецы постановили в первую очередь просить о разуме, мудрости, которых нам так не хватает.

Одна из уловок дурного начала, с чем мы часто сталкиваемся – спутать ценности, неважное сделать важным, а важное – принизить и нивелировать. Самая большая ложь в мире – идолопоклонство. В чем смысл того, что нам заповедано насмехаться над ним? А в том, что мы должны показать истинную «ценность» этой лжи. Но есть понятия не столь явные и очевидные, и нам нужно исправить кривизну нашего понимания, чтобы понять, где истина, а где – ложь. И все это мы должны иметь в виду, когда просим Творца: Ата хонен ле-адам даат.

Есть проблема, которая касается нас всех. Известны слова наших мудрецов: тот, кто приводит человека к греху – хуже, чем тот, кто его убил. Амон и Моав совратили наш народ идолопоклонством и развратом. Мужчинам из этих народов запрещено женится на еврейках, даже если они пройдут гиюр – и через десять поколений. Эдом и Мицраим пролили много нашей крови, но их мужчины уже через три поколения после гиюра могут жениться на еврейке. Почему так?

В Торе упоминается слово йецира – дословно «формирование», «придание формы». По сути, оно означает «творение». Так вот, когда говорится о создании человека, это слово пишется необычно – с двумя буквами йуд (в отличие от животного мира, где слово йецира употребляется с одним йудом). Говорят наши мудрецы, что два йуда означают, что человек создан для двух миров – для этого мира и для мира грядущего.

Мы знаем, что этот мир – лишь преддверие мира грядущего. Время нашего пребывания здесь очень ограничено. Что страшнее для нас: когда человека убивают в этом мире, но он жив в мире грядущем, или когда человек убит в мире грядущем, но жив в этом мире? В этом состоит объяснение сказанного о том, кто приводит человека к греху. И наша великая проблема в том, что мы этого не чувствуем.

Совсем недавно в нашей общине произошла большая трагедия. И тем, что я сейчас говорю, я хочу «выпрямить» свое сердце. Как живут наши дети? Речь не о том, как они бегают, что кушают и т. д. Вопрос об истинной жизни – хаим бе-Рацоно, жизни по Торе. Есть такая алаха: когда еврей, не дай Б-г, изменял своей вере, по нему сидели шива как по мертвому. Почему? Праведник и после смерти называется живым, а грешник и при жизни считается мертвым.

Мы должны научиться молиться за себя, за своих детей, чтобы мы удостоились жить настоящей, духовной жизнью. Мы выросли в мире духовной чумы, когда почти все вокруг – духовно мертвы. Даже вернувшись к Торе, мы продолжаем ощущать некоторые «достоинства» той жизни. Но сказано в «Месилат Йешарим», что не выверять свои пути, не делать хешбон нефеш – смертельно опасно, – мы этого не понимаем и не чувствуем. Вокруг множество людей, которые вообще ничего не соблюдают, и как-то живут. Но как только мы поймем, что на самом деле происходит вокруг нас – сможем увидеть, что имеет место страшная духовная катастрофа. Есть цифры, которые пугают даже нерелигиозных израильтян – это статистика смешанных браков.

Источник царящей вокруг нас эпидемии – вещь не новая. Реформа, отход от Торы – все это продолжается уже более двухсот лет. То, что мы занимаемся Торой, учитывая наше окружение, наше прошлое – это воистину воскрешение из мертвых. Всевышний дал нам великое благо, оживил нас. Мы должны понять, что нужно нашим детям, чего мы от них хотим, – чтобы они были живыми. Для этого необходимо идти путями Творца, жить по Торе.

Есть известное письмо бабушки и дедушки нашего учителя рава Ицхака Зильбера. Фраза из него, точнее, часть этой фразы, стала названием книги «Чтобы ты остался евреем». Но это лишь часть – там есть еще два слова: «Чтобы ты остался евреем, знающим Тору». Чтобы дать нашим детям подлинную жизнь, мы должны сами стать изучающими и знающими Тору. Более того, у нас есть ответственность за весь наш народ. Даже если сами мы не в силах сделать многое – мы должны молиться! Для этого Творец посылает громы и молнии – выпрямить кривизну лжи, которая заслоняет от нас истину! Мы должны понять, где зло и где – добро, что есть жизнь, и что есть смерть. Это касается нас самих, наших детей, всего нашего народа.

Если удостоились мы удела в Торе, то должны нести эту Тору и дальше нашим братьям. От рава Моше Шапиро я слышал, как Всевышний оживил народ Израиля после того, как души покинули их во время получения Торы. Творец оживил их при помощи таль тхия живительной росы. Что это за роса? Это Тора.

Хазон Иш говорил: если человек видит утопающего, и, хотя может вытащить его из воды, вместо этого стоит и молится, – он нарушает запрет «не стой на крови ближнего твоего». Если сам он не может вытащить, но не будет молиться, то также нарушает этот запрет. Есть вещи, которые в наших силах, и мы обязаны их делать. Если говорить о том, что находится за пределами наших возможностей – и в этом случае у нас есть огромная сила – наша молитва! Наша молитва способна подняться туда, куда не могут подняться наши силы. Часто человек, который, как кажется, не может сделать ничего, способен достичь многого силой своей молитвы.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=11754