Персональный подход к медицине — Доверяй, но спрашивай

Дата: | Автор материала: Рав Йехезкель Асхаек

1517
персональный подход

Нередко бывает, что больной приходит к своему семейному врачу с результатами разных проверок и анализов, и врач находит у него какую-то новую болезнь, о существовании которой пациент до сих пор не имел и понятия, а, может, ее у него, действительно, до сих пор не было. Свое заключение врач формулирует несколькими скупыми фразами: «Вы больны тем-то и тем-то (тут он, как правило, назовет неразборчивое латинское название). Вам нужно принимать такое-то лекарство. Вот Вам рецепт в аптеку. Принимайте три раза в день перед едой. Пожалуйста. Следующий!..»

Пилот и врач
В чем разница между пилотом и врачом? Почему, прежде чем обратиться к врачу, мы выясняем и проверяем информацию о нем – его стаж работы, профессионализм, компетентность и т.п., но мы никогда не слышали, чтобы, заходя на борт самолета, кто-либо просил у пилота предъявить свои документы. Никто не наводит о нем справки, не требует предварительных рекомендаций…
В чем же разница?

Все – предельно просто. Пилот летит вместе с нами! Один неверный шаг – и его жизнь в такой же точно опасности, как и наша. Маловероятно, чтобы он сел за штурвал самолета без опыта, усталым, несосредоточенным… А вот врач не ложится с вами вместе под скальпель. Он оперирует, но сам он – вне опасности. Поэтому так важно разузнать все о его профессиональных качествах.

Это – не фантастическая история, а ежедневная реальность. Конечно, из каждого правила есть исключения, и они достойны особого благословения. Но врач ничего не говорит о факторах, повлиявших на возникновение болезни, о тех шагах, которые необходимо предпринять во избежание обострения болезни, об альтернативных методах лечения, если они существует, о плюсах и минусах каждого метода и т.п. Поэтому не стоит абсолютно полагаться на врача и слепо ему подчиняться. Расспросите и разузнайте у него все, что вас интересует, не опасаясь вызвать его раздражение или нелестные отзывы. Помните: речь идет не о его, а о вашей жизни. Возможно, даже имеет смысл поискать другого врача, который вас удовлетворит.

У нас принято относиться к врачам с большим уважением. Это правильно и педагогично: врач заслуживает уважения и почтительного отношения. Но все же есть люди, склонные явно перебарщивать с пиететом по отношению к врачам. О них можно с уверенностью сказать: «Все лишнее приравнивается к дефекту»… Нет никакой необходимости относиться к врачу с тем же трепетом, который от нас требуется по отношению к раввинским авторитетам. Главное, как я уже писал выше, задавать вопросы до тех пор, пока вы не почувствуете, что все стало ясно.

В заключение я снова вернусь к определению термина «персональный подход к медицине», на этот раз с новой точки зрения. Это не обязательно подразумевает обращение к частному врачу. (Без вопросов и требований с вашей стороны и частный врач может вести себя, как общественный!).

«Персональный подход» – это когда вы лично являетесь управляющим своей медицинской картой. Естественно, это не означает, что вы должны принимать медицинские решения, не разбираясь в медицине. Идея в том, чтобы следовать словам Гилеля в трактате Авот: «Если не я для себя, то кто для меня?» Если вы не возьмете контроль над медицинской картой в свои руки, не будете ее проверять и за ней следить – конечно, прислушиваясь к мнению специалистов, – никто за вас этого не сделает!

Более тридцати лет тому назад, как клиент больничной кассы Маккаби, я старался воспрепятствовать распространению «Маккабитона» (ежеквартального журнала на тему здоровья) в среде ортодоксальных евреев (ввиду нескромной подачи материала, включая рекламу). Мне было нелегко объяснить дирекции «Маккаби», почему то, что им хорошо, нам вредно, но постепенно они согласились не высылать «Маккабитон» жителям религиозных районов. После того, как мы выполнили заповедь «удались от зла», я начал искать пути к воплощению заповеди «делай добро» и обратился к дирекции с новым доводом о том, что религиозная община тоже нуждается в медицинской информации и не заслуживает дискриминации в этом вопросе. Так родился религиозный «Маккабитон», который сегодня рассылается всем ортодоксальным членам больничной кассы «Маккаби» по всему Израилю. Вслед за «Маккаби» и другие больничные кассы стали издавать информационные брошюры по вопросам здоровья, включая руководство по профилактике болезней и новости в сфере лечения различных заболеваний, подходящие религиозному обществу. К сожалению, члены больничных касс не уделяют достаточно времени чтению такой периодики. Она оказалась не у дел – как у рабочего люда, так и у домохозяек. Поэтому я подчеркиваю здесь важность этих брошюр. Ведь постоянно и последовательно читая их наряду с данной книгой, человек вполне мог бы стать сам для себя почти что личным врачом.

Персональный подход к медицине

Из всего вышесказанного вытекает важный вывод:

►Каждый, кому дорого его здоровье, должен стоять сам у себя на учете, не полагаясь ни на врача, ни на больничную кассу, не ожидая, что они это сделают за него.

Вы являетесь клиентом больничной кассы, и у вас есть так называемый семейный врач. В компьютере у этого врача находятся все ваши медицинские данные, – какие процедуры вы прошли, какие лекарства принимаете, каких специалистов посетили. Но даже если на протяжении десяти лет вы ни разу не придете к нему на прием, он сам никогда не позвонит, чтобы поинтересоваться и проверить, что с вами. Вы никогда об этом не задумывались? Врач исходит из предпосылки, что если возникнет проблема, вы сами к нему заглянете… А на протяжении десяти лет у каждого происходят изменения в организме. Может быть, общее состояние здоровья постепенно ухудшается. Тем не менее, никто на это не обратит внимания и не проверит.

Поэтому, как уже было сказано, я рекомендую самому вести свой медицинский учет. Это значит, по своей инициативе периодически просить направление на анализы, хранить дубликат каждого медицинского заключения и результата, – причем тщательней, чем вы храните все документы, относящиеся к области финансов. Вам должно быть известно содержание и значение каждого медицинского документа, имеющего к вам непосредственное отношение.

В отличие от банковских отчетов, очень быстро теряющих свою актуальность, становясь бесполезными, отчеты «банка здоровья», особенно прошлые, могут оказаться весьма полезными.

Например, если результаты электрокардиограммы неоднозначны, врач может попросить результаты предпоследней, а, может, и нескольких прошлых кардиограмм для сравнения. Если результат идентичен предыдущим, ваше состояние не вызывает беспокойства. Но если что-то изменилось, то возникает необходимость в принятии срочного решения о назначении подходящего курса лечения. И это – лишь один из множества примеров того, как важно хранить все отчеты своего «банка здоровья».

Чем больше вы будете знать о себе, тем больше пользы вы сможете извлечь из нескольких отведенных вам минут на приеме у врача. Чем меньше вы будете знать, тем труднее будет врачу предоставить вам ту информацию, которую вам важно получить. В результате через считанные минуты вы окажетесь за дверью с выписанным рецептом. Рецепт, возможно, вам и поможет, но уж точно не прибавит мудрости и не предотвратит следующего посещения врача.

Для этого вам не обязательно самому быть врачом или студентом медицинского факультета. Достаточно лишь расспросить врача, попросив его терпеливо объяснить все, что ему известно о состоянии вашего здоровья. (Если это вас смущает, попробуйте следующую формулировку, немного шутливую, но правдивую и искреннюю: «Доктор! Пожалуйста, объясните мне все толком. Говорят, что до меня быстро доходит, когда мне медленно объясняют…»).

продолжение следует

tora_and_health_1-800x800

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность автору, раву Йехезкелю Асхаеку, и книжному магазину Jewishbooksmarket за право публиковать избранные главы из перевода книги «Тора о секретах здоровья» на русский язык.
Приобрести книгу можно здесь

http://www.beerot.ru/?p=32876