Вершиной деятельности Нехемьи явилось его участие в заключении брит эмуна (завета верности) между народом в лице его виднейших представителей и Богом. По этому соглашению обязался народ Исраэля «поступать по Торе Бога, которая дана через Моше, слугу Бога, и соблюдать, и выполнять все мицвот Творца, нашего Владыки, и Его уставы, и Его законы» /Нехемья 10:30/.
В том, что строительство стены было так быстро завершено, несмотря на происки врагов, народ увидел помысел Бога и был готов к великому делу, к заключению союза верности с Создателем. Через несколько дней после завершения строительства стены — в день Рош а-шана, в первый день месяца Тишри, Эзра и Нехемья созвали собрание всего народа. Эзра-софер, известный своей ученостью, благочестием и добрыми делами, взошел на трибуну и раскрыл свиток Торы. Весь народ встал. Эзра благословил Тору, и народ сказал: Амен. С утра до полудня читал Эзра главы из Торы. И это было не просто чтение, а глубокое проникновение в смысл Божественного учения, сопровождавшееся разъяснениями, чтобы смысл прочитанного был понятен всем присутствующим. Слова Торы произвели на народ сильнейшее впечатление — собравшиеся плакали, поняв, как велики их грехи. Эзра и Нехемья успокоили народ, сказав: «Этот день — свят для Творца, вашего Бога, — не сокрушайтесь и не плачьте» /Нехемья 8:9/ .
На следующий день чтение и изучение Торы было возобновлено и продолжалось все дни праздника Суккот. 24 день месяца Тишри был объявлен днем поста и раскаяния. В этот день, как написано в Книге Нехемьи /9:2/, окончательно отделились потомки Исраэля от всех инородных, то есть народ обязался впредь не вступать в брачные связи с язычниками. После этого обязались и поклялись все присутствующие за весь народ Исраэля следовать законам Торы, данной Богом Моше. 84 виднейших представителя народа с Нехемьей во главе подписали этот договор — брит эмуна с Богом Исраэля.
Это означало, что народ признал Тору единственным законом Иудеи.
Договоры-бритот, содержащие обязательства народа соблюдать законы Торы, уже заключались в прошлом — и при Моше в Синайской пустыне, и во времена Йеошуа, ученика Моше и завоевателя страны, и в период правления Йошияу.
И те бритот, и этот брит эмуна основаны на клятве Исраэля соблюдать учение Торы. Но между ними существуют и различия. В данном договоре, в отличие от предшествующих ему, уже не содержится осуждения народа за идолопоклонство. В этом не было необходимости ввиду духовного возрождения нации, последовавшего после разрушения Храма и Вавилонского изгнания. Вместе с тем в договоре содержались новые положения, которых не было в прежних заветах. Вот важнейшие из них:
1) Запрет смешанных браков с иноплеменниками.
В Торе этот запрет относится только к языческим племенам Кнаана /Шмот 34:12, 15-16/, чтобы они не склонили к идолопоклонству народ Исраэля. В договоре этот запрет распространяется и на местные племена, которые, хотя формально и приняли иудаизм, но сохранили элементы языческих верований и могли нарушить чистоту веры Исраэля.
2) Запрет на торговлю в шабат и праздники.
Этот пункт разъясняет закон о соблюдении шабат, содержащийся в Торе. Особое внимание уделено праздникам, когда разрешено приготовление пищи. В договоре разъясняется, что продажа этой пищи, равно как и других продуктов и товаров, — запрещается и в шабат, и в праздники. Эта ограда нужна была, чтобы евреи при торговле не нарушали законы праздника.
З) Закон о седьмом годе шмита.
Тора обязывает не обрабатывать землю в последний год семилетнего цикла — шмита, не продавать плоды урожая этого года, дать свободно пользоваться ими бедным, а также “зверям полевым“. В этот год соблюдается также денежная шмита, когда отпускают все долги.
Но это все известно из Торы. Что же нового внесли Эзра и Нехемья в брит эмуна в связи с требованием времени? Дело в том, что законы шмита действуют, когда большинство народа живет в стране Исраэля. Но до этого было еще далеко. Однако условие и обязательство Бога гласит: «Исполняйте же Мои уставы, и соблюдайте Мои законы, и выполняйте их, тогда будете жить в стране уверенно. И будет земля давать свой плод, и будете есть досыта, и осядете уверенно на ней “ / Ваикра 25:18-19/. Чтобы Бог выполнил обязательство, евреи должны выполнить условие, то есть исполнять все законы Торы, в том числе и законы года Шмита, даже если в стране живет меньшинство еврейского народа. Этот пункт брит эмуна действует в Исраэле и ныне.
4) Особое внимание уделено в договоре обеспечению всех нужд Храма, а также и левитов.
Для того, чтобы укрепить связь между народом и Храмом, брит эмуна установил, что все десятины и приношения нужно доставлять непосредственно в Храм и хранить в нем. «Потому что, — как говорит Бог устами пророка Йехезкэля, — на Моей святой горе, на горе величия Исраэля, там будет служить Мне весь дом Исраэля» /20:40/ .
Договор содержит также обязательство для каждого еврея вносить по трети шекеля в год на Храмовые нужды, и доставлять для Храма дрова. Из текста договора видно, что Второй Храм стал центром духовной жизни нации. Не случайно договор заканчивается словами: «…и мы не оставим Дома Бога нашего» / Нехемья 10:40/.
Руководители народа, подписав брит эмуна, обязались от имени всей нации соблюдать не только все законы Писанной Торы, но и следовать указаниям, содержащимся в Устной Торе, с которой их ознакомили учителя Закона, ибо и Писанная, и Устная Тора были даны Богом еврейскому народу как единое целое. Сказано в Книге Нехемьи: «И читали книгу Торы Бога; с объяснением и разумением, и народ понимал Писание» /8:8/.
Двенадцать лет занимал Нехемья пост наместника в Иудее, после чего в 3438 /322/ году был отозван на короткое время ко двору царя Артаксеркса.
За время отсутствия Нехемьи не удержалось многое из достигнутого им. Вновь возросло влияние Товии-амони. Первосвященник Эльяшив не подписал брит эмуна, по-видимому, потому что он противился обособлению иудеев от окружающих племен и народностей, как того требовали Эзра и Нехемья. Это и неудивительно, потому что внук первосвященника был женат на дочери Шомронского наместника Санвалата. Эльяшив дал Товии зал в Храме. Случаи смешанных браков участились, евреи брали жен из Ашдода, Амона и Моава. «И оттого сыновья их наполовину говорят по-ашдодски или на языках других народов и не умеют говорить по-иудейски“, — с горечью отмечает Нехемья. /13:24/
Это был вызывающий беспокойство признак опасности ассимиляции, нависшей над обществом.
В Йерушалаиме вновь не соблюдалась святость шабат. Со свойственной ему энергией, Нехемья возобновляет свою деятельностъ. Товий был изгнан из Храма, усилилась охрана Йерушалаимских ворот по шабатот, чтобы не допустить торговых операций в этот день. «С того времени торговцы и продавцы всякого товара не приходили в Йерушалаим по шабатот», — отмечает Нехемья /13:21/. В Храме была восстановлена служба коэнов и левитов, разделенных Нехемьей на сменяющие друг друга группы, чтобы не было перерыва в служении. Приношения в пользу Храма, коэнов и левитов — возобновились. Начатое Нехемьей дело было слишком велико, чтобы его можно было быстро довести до конца. Шомроним, например, были окончательно отделены от Иудеи лишь после завоевания Эрец Исраэль Александром Македонским.
Деятельность Эзры и Нехемьи, охватывавшая все стороны духовной, социальной, экономической и культурной жизни Иудеи, стала основой существования и развития еврейского народа на протяжении многих поколений.
Более того, ими были установлены духовные принципы, и сегодня сохраняющие свое значение в жизни нашего народа. Эзра своей деятельностью доказал, что изучение Торы и выполнение ее законов является незыблемой основой свободной жизни еврейского народа в своей стране. Нехемья же заложил фундамент для создания общества, базирующегося на справедливых социально-экономических отношениях. Борьба Эзры и Нехемьи против смешанных браков спасла евреев от угрозы ассимиляции и полного исчезновения, в то время, как окружающие Иудею племена утратили свою национальную самобытность и через несколько поколений совершенно растворились в эллинистической среде.
После Эзры и Нехемьи Иудея вступила в период спокойствия, не омраченный какими-либо драматическими внешними или внутренними событиями. За это время народное сознание усвоило все, вложенное в него Эзрой и Нехемьей, что дало народу возможность выдержать многочисленные испытания в последующую бурную эпоху. В заключение отметим, что широкая религиозная автономия, представленная Иудее Персией, усилила влияние и авторитет первосвященников. Вместе с тем, у народа появились новые духовные руководители, авторитет которых не опирался на происхождение либо на занимаемую должность. Основа этого авторитета — лишь ревностность в изучении Торы и достигнутые в этом успехи. Речь идет о наших мудрецах, знатоках Торы.
продолжение следует