Вавилонское пленение и роль пророков

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

1425
эпоха Второго Храма

Вавилонское пленение

Прежде, чем мы перейдем к основной теме, остановимся на ее отправной точке, на Вавилонском пленении — этом самом трагическом событии предыдущей эпохи истории еврейского народа, когда он был оторван от родной почвы, переселен в чужие земли и в чуждую среду, но не только не погиб и не исчез, а возродился к новой жизни и, в конце концов, вернулся в Цийон, откуда был насильственно изгнан.

Иудейская монархия к началу четвертого тысячелетия /VI-V вв. до хр. л./ пришла в упадок и оказалась зажатой между двумя сильнейшими государствами тогдашнего мира: Египтом, хотя и одряхлевшим, но сохранившим остатки былой мощи, и молодым, входившим в силу, Вавилонским государством. Очутившаяся между “молотом и наковальней“ Иудея уже не могла сохранять независимость, и спасение своё она видела в том, чтобы пристать к сильнейшей из враждующих сторон. Иудейский монарх Йеояхин совершил фатальную ошибку в выборе: он вступил в союз с Египтом, а союзник, известный своим коварством и вероломством, обманул и на этот раз. Царь Вавилона Невухадецар вторгся в Иудею, взял Йерушалаим и увел в плен со всеми воинами, придворными и слугами. В числе пленных был и пророк Йехезкэль (Иезекиил). На освободившийся престол Невухаднецар возвел брата Йеояхина — Цидкияу. Чтобы обезопасить Вавилон от нового иудейского восстания, Невухаднецар увел в плен всех иудейских мастеров, а главное, слесарей, но оставил в целости Храм и столицу. Это было первое пленение, так называемое пленение Йеояхина.

Сторонники Египта в Йерушалаиме сохранили, однако, свое влияние, и слабовольный Цидкияу поддался на их уговоры, поверил лжепророкам и поднял восстание столь же героическое, как и бессмысленное. Не помогло пророческое предостережение (Иеремии), что город и Храм погибнут, а народ постигнет кара изгнания. Народ, обманутый лжепророками, не мог поверить, что Бог оставит Свой Храм и предаст его в руки врагов.

Но предсказания пророков сбылись. Йерушалаим пал, а Храм был сожжен 9 Ава 3338 /422/ года. Враги учинили страшную расправу над побежденными. Большая часть населения вместе с ослепленным по приказу Невухаднецара Цидкияу была уведена в плен. В Иудее оккупанты оставили лишь небольшое число землепашцев и виноградарей для того, чтобы избежать невыгодного вавилонянам окончательного запустения страны, и для обслуживания их армии.

Тем временем на Иудею обрушилось новое несчастье. Оставленный Невухаднецаром в качестве наместника мудрый, благородный Гдалья был изменнически убит, а остатки еврейского населения, опасаясь гнева вавилонского царя, бежали в Египет, увлекая с собой пророка Йирмеяу, умолявшего их не оставлять родины. В Иудее замерла вся жизнь, но Невухаднецар не заселил опустошенной земли пришлыми колонистами, как это сделала Ассирия с территорией побежденной Исраэльской монархии. И поэтому после покорения Вавилона персидским царем Корэшем (Киром) в 3388 /372/ году изгнанники смогли, сравнительно легко, возвратиться на родину и приступить к ее возрождению.

Пророк Йирмеяу по велению Бога точно указал причины и продолжительность Вавилонского пленения — оно длилось 70 лет. Самые мрачные предсказания пророков сбылись. За отступничество евреев от заповедей Торы и от служения Творцу, за нечестивость, безнравственность и идолопоклонство, — передавали пророки предупреждения Всевышнего, — последует наказание, и оно, в конце концов, разразилось вначале над северной монархией — Исраэльской, а затем над южной — Иудейской, в виде ассирийского и вавилонского завоеваний.

Следует отметить особую роль, которая в этот трагический период нашей истории выпала Йирмеяу — великому пророку эпохи Первого Храма. По своим человеческим качествам он нам ближе и понятнее других пророков. В его речи ощущается и мощь (Исайи) и неистовость Гошеи (Осии), но вместе с тем она поражает удивительной мягкостью и тонким лиризмом, отсутствующими у прежних пророков, и в этом отношении Йирмеяу гораздо ближе, чем они, к Новому времени. Йирмеяу обличает, но его сердце обливается кровью, когда он думает о трагедии народа, и пророк плачет над горькой судьбой родины.

За то, что ему дано видеть сокрытое от соотечественников, те бросают его в темницу по позорному обвинению в измене родине. А видит он приближающуюся трагическую развязку и знает, что противодействовать ей было бы дерзостью, а оплакивать ее бессмысленно, потому что развязка эта ни что иное, как наказание евреям, исполнение предначертаний Всевышнего.

Пророк Йирмеяу знал, что нет на земле такой силы, которая могла бы спасти Иудейское государство от уготованной ему кары, ибо велел Бог своему народу жить по законам Торы, и судьба евреев в Эрец Исраэль зависела от соблюдения этих велений-мицвот. Трижды клялись евреи соблюдать верность Богу: у горы Синай, когда Всевышний заключил брит с народом; перед смертью Моше, когда евреи готовились вступить в Эрец Исраэль; и в стране Исраэля — между горами Гризим и Эвал. Пока евреи сохраняли верность клятве — благословлял их Всевышний, нарушали ее — Бог карал их.

Народ должен был потерять и Храм, и свою землю, ибо отошел от Учения Бога и перестал выполнять мицвот. Евреи были повинны в идолопоклонстве, в разврате, в кровопролитии, в нарушении шаббата и законов о седьмом годе и постигла их кара изгнания, предначертанная свыше. Ее можно было предотвратить лишь немедленным и полным раскаянием и возвращением к жизни по законам Торы (тшува), но не было смысла противиться этой каре. Обо всём этом Бог возвестил народу и монарху Иудеи через Йирмеяу.

Вначале обрушившееся несчастье ввергло народ в глубокое отчаяние. Многие считали, что их не спасет даже тшува, ибо они расплачиваются за грехи своих отцов. Против этого заблуждения выступил пророк Йехезкэль, происходивший из семьи коэнов и уведенный в плен вместе с царем Йеояхином. Он призывал народ к соблюдению законов Бога Исраэля и предсказывал народу возрождение, ибо не смерти хочет Бог, а возвращения грешника на правильный путь: «Разве Я хочу смерти грешника? Только лишь отвращения грешника от пути его — и будет жить! Отвратитесь, вернитесь от ваших дурных путей, — зачем умирать вам, дом Исраэля?!” /33:11/

В пророческом видении потрясающей силы предстает перед Йехезкэлем грядущее освобождение и возвращение на родину, когда даже кости умерших изгнанников облекутся плотью и мертвые восстанут, чтобы возвратиться в Цийон по велению Бога: «И Он сказал мне: Человек, эти кости — весь дом Исраэля. Вот (они) говорят: ”Иссохли наши кости и исчезла надежда — мы оторваны от корня“. Поэтому пророчествуй и скажи им: «Так говорит Всевышний, Бог: Вот, Я открываю ваши гробы и подниму вас из ваших гробов, народ Мой, и введу вас в землю Исраэля” /Йехезкэљ 37:11-12/ .

Роль пророков

Пророки не дали угаснуть вере, поддержали ее своими вдохновенными речами. Все предыдущие предсказания пророков сбылись, и это внушило народу доверие к их речам. Возвращение к Богу, к соблюдению заповедей Его Торы стало повсеместным явлением среди изгнанников. Глубокое раскаяние за прошлые грехи и заблуждения сочетались теперь не только с тоской по родине, но и с жаждой веры. Отчаяние исчезло, и в надломленных душах вновь воцарились надета, мужество и упование. Последние остатки языческих верований исчезли, и их место заняла Тора.

Были установлены дни поста и траура в память о разрушении Йерушалаима и гибели Первого Храма: пост четвертого месяца, пост пятого, пост седьмого и пост десятого месяцев. Эти посты соблюдаются и сегодня: 17 Тамуза, 9 Ава, пост Гдальи — З Тишри и пост 10 Тевета.

В книге пророка Йирмеяу написано, что народ, искупающий свои грехи, ждет лучшее будущее: “Вот наступают дни, говорит Всевышний, — когда я заключу с домом Исраэля и домом Йеуды новый союз“. «И больше не будут учить друг друга и брат брата, говоря: «Познайте Творца», ибо все они сами, от мала до велика, будут знать Меня, — говорит Всевышний, — потому что Я прощу их беззакония и грехов их уже более не вспомяну ” /31:33-34/

Такие речи действовали исцеляюще. Возвращение к Торе (хазара бе-тшува) стало всеобщим явлением, что тем более удивительно, если принять во внимание сравнительное благополучие, в котором жили вавилонские изгнанники. Пророк ободрял их, советовал сохранять лояльность по отношению к Вавилону и избегать учений лжепророков: «Стройте дома и селитесь в них, сажайте сады и ешьте их плоды и размножайтесь там, а не убавляйтесь, заботьтесь о благосостоянии города, в который Я вас изгнал, и молитесь за него Всевышнему, ибо при благополучии его и вам будет мир» /29:6-7/ .

Изгнанники не были рассеяны в Вавилонии, а поселены по приказу царя в провинции Нипур, на берегу реки Кевар. Евреи получили право жить обособленно, не вступать в брак с местным населением, и, самое главное, без всяких ограничений исповедовать свою религию. Делами общины управляли мудрецы, знатоки законов Торы.

Но всё же изгнанников не покидала тоска по родине, с такой силой предсказанная в 136 псалме Давида: «На реках Вавилона мы сидели и плакали, вспоминая о Цийоне. На вербах его повесили наши арфы, потому что пленившие нас требовали от нас песни, а наши притеснители веселья. Как нам петь песню Бога на чужой земле?! Если забуду тебя, Йерушалаим, пусть отсохнет моя правая рука».

И сегодня евреи говорят слова этой песни после каждой трапезы.

Изгнанники верили, что милосердие Бога простерто над ними. В книге Эйха /Плач Йирмеяу/ содержится двойная просьба народа к Богу: “Обрати нас к себе, Творец, и мы обратимся, обнови наши дни, как было прежде“. Она означает, во-первых, мольбу к Вседержителю, чтобы Он позволил вернуться к служению Ему и к исполнению Его мицвот, и, во-вторых, чтобы Он возвратил Свой народ из изгнания в Землю обетованную.

Изгнанники черпали также утешение в словах пророка Йехезкэля, уверявшего народ, что возрождение придет, даже если изгнанники не будут этого достойны, даже если они захотят ассимилироваться. Бог Израиля соберет изгнанников и возвратит в Цийон, не ради них, а чтобы Его Святое Имя не было обесславлено среди чужих народов, и возвратит точно в тот срок, который был поведан евреям пророками еще за 40 лет до изгнания.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=36649