Первый исход из Вавилона — проблема смешанных браков

Дата: | Автор материала: И. Гольденберг

1722
эпоха Второго Храма

Восстановление Йерушалаимского Храма в 3408 /352/ году знаменует одну из важнейших вех в истории еврейского народа. Завершился период вавилонского изгнания. Вожди первого исхода из Вавилонии — Зрубавель и Йеошуа, преодолевая многочисленные препятствия, отстроили Храм, добились восстановления статуса первосвященников, возобновили храмовые жертвоприношения и обеспечили еврейскому населению Эрец Исраэль широкую автономию.

Создание духовного фундамента

Политические основы будущей государственной независимости были заложены, но они еще не покоились на прочном религиозном, духовном и нравственном фундаменте. Закладка этого фундамента стала величайшей заслугой вождей второго исхода — пророков Эзры и Нехемьи. Благодаря им, избранный народ превратился в народ Священного писания, подчинив законам Торы все формы своей социальной и личной жизни.

После того, как были, наконец, завершены работы по восстановлению Храма, в жизни иудеев образовался вакуум, который на первых порах нечем было заполнить. Основы нового общественного строя были еще непрочными. После огромного напряжения, как это часто бывает, наступил спад. Постоянная борьба с соседями-язычниками требовала большого расхода духовной энергии, а ее источники постепенно истощались. Это материальное и духовное истощение привело к апатии и равнодушию ко всему, даже к вере. Иудеи хотели жить спокойно и бестревожно, для этого надо было примириться с соседями, установить с ними прочные связи. Так получилось, что язычество встало на пороге еврейских жилищ, еще не чувствуя себя уверенно, но уже питая надежду на скорое торжество над иудаизмом.

Энергичного и мудрого Йеошуа сменили в сане первосвященника сначала его слабовольный сын Йоаким, а затем некрепкий в вере внук Эльяшив. Народ почти перестал жертвовать в пользу Храма, что привело к обнищанию левитов, они стали избегать Храмовых служб для того, чтобы заработать себе на пропитание любой, часто унизительной для их сана, ценой.

Утратила свою чистоту и семейная жизнь, эта основа духовного здоровья еврейского народа. Иудеи стали брать в жены дочерей язычников. Таким конформистским путем они старались упрочить свое положение среди влиятельных соседних племен. В таких смешанных семьях не соблюдались принципы еврейской жизни, а дети воспитывались своими матерями-идолопоклонницами в чуждом еврейству языческом духе — они не знали даже родного языка и разговаривали на местных наречиях. Смешанные браки ослабляли народное самосознание, превращались в опасную болезнь, подтачивающую изнутри народный организм, и могли привести даже к исчезновению народа.

Перелом произошел в 3412 /348/ году, с началом второго исхода из Вавилона. Процветающая еврейская община в Вавилонии никогда не теряла своих связей со Святой Землей. Вавилонские евреи видели в ней подлинную родину, а в Йерушалаиме и в Храме — средоточие своей духовной жизни. Они пристально следили за событиями на родине и знали о том, что Иудея переживает затяжной период духовного, общественного и экономического упадка. Тревога за судьбу народа заставила их собраться в дорогу. Эта «вторая алия» заслужила, чтобы во главе ее встали два великих деятеля этого периода еврейской истории, пророки Эзра и Нехемья. Они обеспечили победу национальному делу и воздвигли оплот против влияний языческого мира — на многие столетия.

продолжение следует

Данная книга печатается ле-илуй нешама — для возвышения души — ее составителя, р. Ицхака Гольденберга

http://www.beerot.ru/?p=38602