Период Второго Храма был временем глубокой внутренней работы народа, направленной на улучшение своего духовного состояния, на развитие самосознания путем распространения во всех кругах общества священных принципов Торы. Единство нации было сцементировано строгим подчинением как личной, так и общественной жизни законам, изложенным в Священных книгах.
Уже в период персидского владычества (от захвата Корэшем Вавилонии в 3390 /370/ г. и до завоевания Иудеи Александром Македонским в 3445 /315/ г.) был восстановлен и сделался центром духовной жизни Йерушалаимский Храм, окончательно исчезли в народе остатки языческих представлений. Все сферы общественной и частной жизни были приведены в соответствие с законами Торы. Изучение Торы все шире распространялось во всех слоях населения.
И главное — танахическое наследие было собрано и объединено. Были созданы судебные институции, выносившие свои решения в строгом соответствии с законами Торы, и, наконец, было создано Великое собрание (Кнесет а-гдола), прерогативы которого заключались в наблюдении за внутренним самоуправлением и развитием законодательства, основанного на учении Торы. Великое собрание представляло собой верховную законодательную, судебную и духовную власть в стране. Огромна его заслуга в приведении в единое целое всех еврейских Священных книг. Так начала создаваться ”ограда вокруг Закона”, предохраняющая его от влияния элементов, чуждых духу Священного писания.
Многие пункты Пятикнижия Моше носили общий характер и допускали различные толкования. Мудрецы Великого собрания, согласовывая законы Торы с требованиями жизни, руководствовались Устной Торой (полученные Моше на Синае указания для правильного исполнения законов Писанной Торы и передаваемые по традиции устно. Впоследствии Устное Учение было записано в Мишне, Талмуде и др. книгах Священного писания). Великое собрание заложило основу огромной многовековой работы, завершившейся записью Мишны и Талмуда.
В эпоху Второго Храма были окончательно усвоены принципы иудаизма, ставшего жизненным учением, вошедшим в плоть и кровь еврейского народа и навеки определившим его судьбу.
Рассматриваемая нами эпоха еврейской истории не случайно названа эпохой Второго Храма. В этот период, продолжавшийся свыше пятисот лет, Храм был не только единственным местом, где приносили ежедневные дары Богу, но и центром духовной, общественной и политической жизни всего еврейства — как в Эрец Исраэль, так и в рассеянии.
Храм накладывал отпечаток и имел огромное влияние на все стороны жизни каждого еврея. К Второму Храму можно отнести слова пророка Йешаяу: «Из Цийона выйдет Тора и слово Творца — из Йерушалаима» /2:3/.
Захват Второго Храма греками символизировал упадок и разложение, которые переживал в то время еврейский народ. А освобождение и очищение Храма в эпоху Хашмонаим (Хасмонеев; период от восстания Матитьяу Хашмонаи и его сыновей — Макабим в 3621 /139/ г. и до конца правления династии Хашмонаим в 3724 /36/ г.) имело не только глубокий религиозный смысл, но и означало победу национального дела, увековеченную в празднике Ханука.
Эпоха Второго Храма длилась 508 лет: с 3390 г. /370 г. до хр. л./ по 3898 г. /138 г. хр. л./
(Хронология дана по еврейскому летоисчислению, а в скобках — по христианскому летоисчислению).
В книгах по истории еврейского народа периодизация базируется на хронологии, принятой большинством современных историков. Однако существует и другая хронология, имеющая веские исторические аргументы, — это традиционная еврейская хронология. Менее спорная хронология начинается у историков фактически лишь с эпохи Александра Македонского, в то время как традиционная еврейская хронология ведется точно — от сотворения мира и до сего дня.
продолжение следует