Недельная глава Балак
«Если звать тебя пришли эти люди, встань, иди с Ними» (Бемидбар, 22:20).
В прошлом выпуске мы писали о том, что грешники не только не познают волю Г-спода, изучая Тору, но и выводят из её слов ложные доказательства своим искажённым идеям и желаниям. Виленский Гаон («Эвен Шлема», 1:11) пишет: «Тора для души – что дождь для земли, взращивающий посеянное в ней, будь то живительные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него добрые мысли, она увеличит его Б-гобоязненность. Если же в его сердце “корень, начиненный ядом и горечью”, возрастет в нём недоброжелательность»
Мишна в трактате Пиркей Авот (3:17) говорит: «если нет Б-гобоязненности, нет мудрости», т. е. только Б-гобоязненный человек, который искренне стремится познать волю Творца, сможет, изучая Тору, познать её мудрость.
Также важно, чтобы изучающий Тору был предельно осторожен и не примешивал к её словам какие-то собственные мысли и идеи.
В главе «Ки Таво» (Дварим, 27:9) сказано: «Прислушайся и пойми, Израиль». Слово «прислушайся» – на иврите הַסְכֵּ֤ת (аскет). Мудрецы Талмуда (Брахот, 63б) учат нас, что это слово можно понимать как два слова: ас – молчи, и катет – задумывайся (над словами Торы) путём сопоставлений различных мест. Изучая мудрость Торы, человек должен вначале прислушаться к ним молча, не примешивая к её словам свои собственные мысли и идеи, а только потом рассуждать над ними. Иначе человек не сможет понять истинный смысл Торы.
Ежедневная цитата
«Мало того, что они (глупцы) не видят истину, то есть зло, которое перед ними, — им кажется, что они находят великие доказательства своим дурным умозаключениям и ложным мнениям»
(Рамхаль, «Месилат Йешарим», глава 3)