Балак — Желающий видеть — увидит!

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2923

Недельная глава Балак

Как мы знаем из нашей недельной главы, Билам отправился с руководителями моавитян, чтобы проклясть еврейский народ, несмотря на то, что ему было точно известно, что на это не было Воли Всевышнего. Творец разгневался на Билама за это (Бемидбар, 22:22). Чтобы еще раз предостеречь, ангел Творца был послан на его путь и преградил дорогу ослице Билама. Ослица увидела ангела, тогда как сам Билам оставался «слепым». Он начинает бить ослицу за «упрямство». И тогда случилось одно из величайших чудес: ослица заговорила и упрекнула Билама за то, что он ее бил.

Один из принципов Торы – Всевышний не делает чудес «просто так». Когда Он совершает какое-либо чудо, это означает, что оно было абсолютно необходимо. В чем же была необходимость того, чтобы ослица заговорила? И чтобы еще раз подчеркнуть экстраординарность этого чуда, вспомним слова мудрецов о том, что уста той ослицы были среди чудес, сотворенных в канун первого Шаббата (Авот, 5:6). Так зачем же было так явно изменять природу, чтобы предостеречь Билама?

«Кли Якар» говорит, что в этом состояло личное послание к Биламу: Билам, не будь так самоуверен! То, что ты наделен даром пророчества, не делает тебя лучше кого бы то ни было! Я (Б-г) могу наделить даром речи даже ослицу, и ты сам не более, чем говорящий осел!

Сфорно придерживается противоположного мнения. Согласно его мнению, в эпизоде с говорящей ослицей нет ничего унизительного для Билама. Наоборот, это показывает, что Всевышнего заботят все Его творения, даже такие низкие, как Билам. Всевышний создал чудо, чтобы пробудить Билама к раскаянию, привлечь его внимание к тому, что все, включая дар речи – от Всевышнего. По Сфорно получается, что цель чуда – сказать Биламу, что и он может стать на путь раскаяния.

Насколько же низок был Билам! Но, несмотря на это, Всевышний все же «тратит» великое чудо лишь на то, чтобы он раскаялся! Это не унижение, а наоборот – признак большой любви, даже к такому низменному человеку, как Билам!

Рабейну Бехае отмечает, что если в этом был смысл всего чуда, то задумка не удалась. По идее, Билам должен был быть потрясен тем, что ослица заговорила, должен был понять всю значительность момента. Это должно было перевернуть его сознание, ему должно было стать ясно, что «от Всевышнего это» (Теилим, 118:23). Все это, в конечном счете, должно было привести его к раскаянию, однако, ничего похожего не произошло!

Что могло бы стать большим потрясением, чем говорящая ослица? Однако даже это осталось незамеченным! Злоба, жестокость, желание продолжать двигаться по пути зла привели к тому, что чудо никак не повлияло на Билама. Единственное, что имело для него значение – деньги, которые он должен был получить за то, что проклянет евреев, и эта страсть к наживе не дала ему отреагировать даже на говорящую ослицу.

Во многих языках мира есть понятие «слепое желание». Люди буквально ослеплены чем-то, чего они хотят достичь! Это может быть власть, деньги, похоть… Все становится невидимым в сравнении с предметом страсти, и человек действует, подобно слепцу.

Рав Шломо Вольбе дает интересный комментарий на слова исповеди (Видуй) в Йом Кипур, когда мы просим прощения и искупления за грех наших ног, бегущих делать зло. Рав Вольбе говорит, что настоящая проблема здесь вовсе не в самих ногах. Проблема – в голове и в сердце. Человек становится настолько безоружным и настолько упертым в стремлении получить что-то, что со стороны это выглядит, как будто ноги сами несут его к предмету страсти, без всякого контроля со стороны человека.

Именно это произошло с Биламом. Он был настолько ослеплен страстью к деньгам и славе, что не видел даже того, что происходило прямо у него перед глазами! Вместо того чтобы пасть ниц перед великим чудом, Билам остался слепым. И чудо практически не коснулось его сознания. Не это ли происходит с нами в нашей повседневной жизни? Наше внимание отвлекают столько ненужных и неважных вещей, что мы не можем воспринимать нечто важное, происходящее буквально у нас перед глазами!

Как заканчивается эпизод с Биламом? «И Билам поднялся, и пошел, и вернулся в свое место, и Балак тоже пошел к себе» (Бемидбар, 24:25). Почему Тора должна сказать нам, что Билам вернулся домой, и что Балак также вернулся домой? В чем смысл этих, на первый взгляд, простых и не слишком нужных слов?

В этих нескольких словах – огромный смысл и послание. После всего, что случилось – ослица, ангел, тот факт, что каждый раз, когда Билам открывал свой рот, чтобы проклясть евреев, у него получалось произнести лишь благословения, – после всего этого он вернулся к тому, что было прежде. Ничего не отложилось в его сознании. Ничего не произвело на него впечатления. То же самое можно сказать и о Балаке. Он тоже отправился к себе, как будто ничего и не произошло.

Проснитесь! Разве вы не понимаете, что здесь происходит? Как вы можете просто вернуться к себе и заниматься своими делами, как будто ничего не случилось? Однако это именно то, что произошло с Биламом и Балаком.

Рав Авраам Яаков Пам как-то сделал интересное замечание относительно книги Судей, где в нескольких последних главах пророки используют выражение «в те дни не было царя в Израиле. Каждый человек делал то, что было правильным в его глазах». Последние главы книги Судей описывают страшный период еврейской истории. Там было все: и служение идолам, и разврат, и кровопролитие! Как же заканчивается книга Судей? Этими же словами: «в те дни, не было царя в Израиле. Каждый человек делал то, что было правильным в его глазах» (Шофтим, 21:25).

После всего, что случилось, после того, как гражданская война унесла многие жизни и практически стерла одно из колен, – все осталось как прежде. Каждый продолжил заниматься своими делами – как будто ничего не произошло за эти годы, полные трагедий и волнений.

Когда происходит что-то особенное, и это что-то не требует особых умственных усилий, чтобы оценить значение события – постарайтесь открыть глаза! Билам так и не смог открыть глаза, даже на мгновение. Он был настолько ослеплен амбициями, что для него не было разницы, происходят для него чудеса, или нет. Он вернулся к себе – как будто ничего не произошло.

Обратим внимание на самих себя. Мы живем в мире многих скрытых чудес, совершаемых Творцом для народа Израиля и каждого из нас в отдельности. Однако важно лишь внимательно всмотреться в происходящее, чтобы разглядеть то, что скрыто и воспринять все чудеса Всевышнего, которые Он совершает для нас.


http://www.beerot.ru/?p=16239