Балак — Быть скромным с Творцом

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1357
скромным будь, начать молиться

Недельная глава Балак

«Скромным будь с Б-гом твоим» (из афтары).

«Скромным будь с Б-гом твоим» – это связь в «частном владении» человека с его Творцом.

Пророк Ирмияу (2:8) кричал от имени Всевышнего: «Владеющие Торой не знали Меня!» То есть несмотря на то, что народ Израиля занимался Торой, пророк Ирмияу кричит, что владеющие Торой не знают Всевышнего!

Да, даже бней Тора могут за все годы своей жизни на практике встречаться с Всевышним очень редко.

Примером тому служит алаха, приведенная в «Шулхан Арух»: «Человеку следует молиться, умоляя Всевышнего, как нищий на пороге дома; и не спеша, чтобы это не выглядело, как ноша, от которой он желает поскорее избавиться». Пишет «Мишна Брура»: «Это означает: даже когда человек говорит в форме мольбы, но при этом молится так, будто ему не нужна помощь, а пришел он к царю просить о ней, чтобы выполнить обязанность, — это неверно, и следует очень остерегаться этого». А в «Биур Алаха» Хафец Хаим приводит нескольких законоучителей, по мнению которых человек даже обязан молиться заново в таком случае.

Есть несколько законоучителей, которые считают, что если человек встал в семь часов утра молиться, потому что в «Шулхан Арухе» сказано, что нужно молиться, и он молится с большим душевным настроем, четко выговаривая каждое слово [но не умоляя Творца], — он не выполнил обязанность молиться. Потому что он сделал это по привычке, а не потому, что чувствовал потребность попросить у Всевышнего все необходимое.

Еврей должен молиться потому, что он встает утром и знает, что, слава Б-гу, у него есть семья, дети, им нужны хлеб и молоко. Его дети должны идти в хедер, и по пути – переходить большое шоссе. Без помощи Свыше просто невозможно справиться!

«Мишна Брура» переводит слова мудрецов «сделай свою молитву мольбой, а не привычкой» так: нужно входить в синагогу и молиться Шахарит потому, что мы нуждаемся во Всевышнем! Просто умолять Его! А если он об этом не думает, а идет молиться потому, что это его постоянный ритуал, – есть мудрецы, считающие, что он не выполнил обязанность молиться, и только постфактум «Мишна Брура» пишет, что все-таки не надо молиться заново.

Это – пример жизни со Всевышним, благословен Он. Человек может учить Тору и сосредоточенно молиться, и при этом не жить с Всевышним!

И действительно сказали наши мудрецы (Макот, 24а): «Пришел Миха и свел их к трем, как сказано: “Говорят тебе, человек, что есть добро, и чего требует от тебя Г-сподь: лишь вершить правосудие, любить милосердие, и быть скромным с Б-гом твоим”». Вся реальность «бытия с Б-гом» – это нечто, что является «скромным». Нет ни одного человека, который может засвидетельствовать о своем товарище, что такие-то вещи он соблюдает как следует, а такие-то – не очень хорошо. Нет такого! Это «частное владение». Только сам человек знает, почему он поступает определенным образом, и что им движет.

«Будь скромным с Б-гом твоим» – это полностью внутренний духовный мир.

Мне видится, что величие предыдущих поколений заключалось именно в этом. Всевышний был для них живым, как простая живая личность. Как сказали об этом мудрецы: «Да будет у вас трепет перед Небесами, как трепет перед людьми из плоти и крови». Это один из основных моментов, над которыми должен работать бен Тора, и именно здесь, в этой точке, заложено величие.


http://www.beerot.ru/?p=46880