Комментарии Рамбана к Торе — Недельная глава Корах

Дата: | Автор материала: Рамбан

1532
Корах

«Г-сподь даст знать, кто – Его»

Сказано: «Вот придет утро, и Г-сподь даст знать, кто – Его» – т. е. кто предназначен для служения в качестве левитов; «…и кто свят» – т. е. избран для служения в качестве коэнов. Так комментирует Раши – и это прекрасное объяснение! В Торе говорится, что Всевышний даст знать, являются ли левиты Его [служителями], подобно сказанному: «Так выделишь левитов из среды сынов Израиля, и будут левиты Моими» (Бемидбар,8:14), – или же по-прежнему Его [служителями] остаются первенцы, как написано: «Ибо всякий первенец – Мой» (там же, 3:13), и Он не заменил их левитами. А те, «кто свят» – это коэны, освященные для служения, как написано: «И был выделен Аарон, чтобы освятить его высшей святостью, он и сыновья его навеки, чтобы совершать воскурение перед Г-сподом, служить Ему и благословлять Его Именем…» (Диврей а-ямим 1, 23:13).

Ведь Корах, желая повести за собой народ, оспаривал также и избрание левитов и призывал возвратить право служения первенцам. И вот, когда эти первенцы были сожжены, стало очевидным, что Всевышний не избрал их для служения. А когда было принято воскурение Аарона, стало ясно, что он свят.

Итак, сначала сказано, что назавтра Всевышний даст понять, «кто – Его»: Он примет воскурения тех, «кто свят», и «приблизит их к Себе», а воскурения остальных – не примет. А затем повторено: «Тех, кого Он выберет – на все поколения, чтобы они и их потомки служили Ему всегда, – Он приблизит к Себе навечно». Таким образом, это испытание станет для них знаком на вечные времена, чтобы никто и никогда не оспаривал права избранного [в этом испытании] или его потомков.

[В Торе (Берешит, 4:4-5) говорится, что «Г-сподь благоволил к Эвелю и его жертве, а к Каину и к его жертве не благоволил». Знатоки сокровенного учения указывают, что такой параллелизм между отвергнутыми Каином и Корахом не случаен: в Корахе была воплощена «искра души» Каина. А намек на это содержится в самом имени Кораха, приведенном в начале данной главы: «קֹרַח בֶּן יִצְהָר – Корах, сын Ицхара» – первые буквы первого и третьего слова в сочетании с последней буквой второго слова образуют имяקין (Каин) («Китвей Аризаль», «Шаар а-псуким», Берешит, друш 4, цит. по «Ми-маамаким», Бемидбар, 42, с. 267).]

А рабейну Хананель написал, что все собравшиеся были левитами из рода Кораха. И поэтому Моше сказал: «Вы хотите слишком многого, сыны Леви!» (16:7) и «Послушайте-ка, сыны Леви!» (16:8). Может быть, [левиты] думали, что всё их колено избрано для коэнского служения, а Моше по собственному разумению выделил своего брата. [До этих слов излагается мнение рабейну Хананеля.]

Но не дай Б-г, чтобы в колене служителей Всевышнего было бы двести пятьдесят мятежных вождей, восстающих против своего великого наставника (т. е. против Моше) и против главы своего колена (т. е. против Аарона) и поднимающих ропот против Всевышнего! И если бы они были только из колена Леви, то не стали бы все колена Израиля обвинять на следующий день [Моше и Аарона], говоря: «Вы умертвили народ Б-га» (там же, 17:6), – ведь, [согласно версии рабейну Хананеля], у них-то никто не умер, но пали лишь люди из колена Моше и Аарона. И также испытание с посохами доказывает, что в споре участвовали люди из всех колен. И в Торе сказано: «Двести пятьдесят мужей из сынов Израиля» (там же, 16:2) – указывается, что они были из всех колен, а не только из двух названых [т. е. не только из колена Леви, к которому принадлежал Корах, или из колена Реувена, к которому принадлежали Датан и Авирам].

Но Моше сказал: «Вы хотите слишком многого, сыны Леви!», (поскольку он обращался к Кораху), а Корах вводил в соблазн все колена, призывая возвратить право на служение первенцам от всех колен, говоря: «Вся община – все святы» (там же, 16:3). А Моше благодаря своей мудрости сумел показать народу подспудное намерение Кораха, требовавшего [для себя] коэнства, и поэтому-то Моше сказал: «Вы хотите слишкоммногого, сыны Леви». А затем он добавил: «Послушайте-ка, сыны Леви!», [вновь обращаясь] к их предводителю Кораху, как и написано: «И сказал Моше Кораху». Но при этом он обращался и ко всему колену Леви, предостерегая, чтобы никто из левитов не потянулся за Корахом.

И Моше задумал именно такое испытание, предпочтя воскурение другим жертвоприношениям, поскольку он уже видел, как Надав и Авиу были сожжены Б-гом, когда попытались принести воскурение, которое не было заповедано. А Аарону было разрешено принести это воскурение по требованию момента – или, возможно, это было утреннее воскурение, которое он обычно совершал при зажигании свечей. И Моше был уверен, что Всевышний «осуществит слово Своего раба».

И мне кажется, что, когда Моше сказал Аарону: «Возьми совок и помести на него угли с жертвенника» (там же, 17:11), – на нем была рука Б-га, и это называется руах а-кодеш(«дух святости» или «дух пророчества»). И подобно этому книги Давида и Шломо были написаны при помощи руах а-кодеш, как сказал [царь Давид]: «Дух Б-га говорит во мне, и слова Его на моем языке» (Шмуэль 2, 23:2).

[Как объясняет Рамбам в книге «Море Невухим», руах а-кодеш – это одна из начальных ступеней пророчества: достигая особого духовного состояния, человек чувствует, что через него говорит Высшая Сила, но при этом он остается в состоянии бодрствования и в полном сознании. Именно в таком духовном состоянии царь Давид написал Псалмы, а царь Шломо – книги Мишлей, Коэлет и Шир а-Ширим. И таким же образом была написана книга Даниэля и другие книги, вошедшие в третий раздел Танаха, называемый Кетувим (Писания), – и имеется в виду, что эти книги написаны с помощью руах а-кодеш («Море Невухим», 2:45).

Таким образом, в приведенном комментарии Рамбана отмечается, что, хотя в Торе и не содержится прямого указания Творца провести испытание с воскурением благовоний, тем не менее, это испытание стало выражением Его воли, переданной с помощью руах а-кодеш.]

Праведники защищают от наказания

«Поднимитесь от этой общины, чтобы Я смог сразу их истребить!» (Бемидбар, 17:10).

Я не мог понять смысл этого повеления, а также подобного ему, которое приведено выше: «Отделитесь от этой общины, чтобы Я мог сразу их истребить» (Бемидбар, 16:21). Ведь Всесильный способен истребить мором множество нечестивцев, стоящих вокруг одного праведника, – а он уцелеет. И нечто подобное было при казни египетских первенцев, и так же бывает при всех эпидемиях – трое спят на одной кровати, двое гибнут, а лежавший между ними остается в живых.

И мне кажется, что Его гнев воспылал на всю общину Израиля, чтобы уничтожить ее вместе с теми нечестивцами, за которыми она потянулась, – поглотить их открывшейся пастью земли или сжечь вышедшим [от Него] огнем. И это тотальные кары, способные истребить вместе всех стоящих там, – если не будет совершено особое чудо для [того, чтобы спасти] некоторых из них.

А возможно, Святой, благословен Он, сказал так, чтобы проявить уважение к праведникам, поскольку до тех пор, пока они находятся среди [подлежащих каре], Он не может опустить на них Свою [карающую] руку.

И подобными повелениями Всевышний дает понять, что необходимо [и еще не поздно] просить о милосердии и искуплении, – и Моше сразу же поспешил это сделать [ведь далее написано: «И они пали ниц» – в молитве].

Редакция «Беерот Ицхак» выражает глубокую признательность переводчику равуАлександру Кацу, редактору раву Цви Патласу и издательству «Пардес» за правопользоваться их переводом комментария Рамбана на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=26615