Недельная глава Шлах — Почему бин Нун, а не бен Нун?

Дата: | Автор материала: Рав Иссахар Франд

2662
бин Нун

Главной темой нашей недельной главы с большой уверенностью можно назвать историю разведчиков. Двенадцать разведчиков должны были посмотреть на Землю Израиля прежде, чем народ Израиля в нее войдет. К сожалению, идея послать разведчиков закончилась очень и очень печально…

Десять из двенадцати разведчиков оговорили Землю Израиля. Несмотря на то, что Калев и Йеошуа сказали много хорошего, евреи поверили большинству разведчиков и решили, что не стоит ввязываться в смертельно опасную битву за Землю Израиля, и даже потребовали возвращения в Египет. В качестве наказания евреев вернули в пустыню еще на 40 лет – до тех пор, пока не умерли все взрослые, поверившие разведчикам.

Глава начинается перечислением каждого из 12 разведчиков по коленам. Говорится: «И от колена Эфраима был Ошеа бин Нун ». Обратите внимание: Тора говорит « бин Нун » вместо «бен Нун» для обозначения того факта, что он был сыном Нуна.

Рамбан объясняет, что « бин Нун » было своего рода прозвищем, указывающим на то, что Ошеа был исключительно мудрым и сообразительным. Именно поэтому его прозвищем было « бин Нун », от слова бина – понимание, и оно означало «мудрый».

Еще одно интересное объяснение предлагает книга «а-Мидарш ве а-Маасе». Говорят наши учителя, что в создании человека участвуют трое: отец, мать и Творец. На практике к этому списку есть одно дополнение: в создании человека есть «четвертый партнер» – это его наставник, учитель. Как говорят наши мудрецы, «обучающий другого Торе, дает ему жизнь». Обычно связь между наставником и его учеником не является столь сильной, как связь между отцом и сыном. И вместе с тем Талмуд выделяет учеников, которые называются «талмид мувъак» (то есть ученик, который воспринял большую часть своей Торы от своего учителя), и говорит, что такой ученик по-настоящему может считаться сыном своего наставника.

Йеошуа был таким учеником. Мудрецы описывают его как исключительно преданного ученика, который никогда не отходил от своего учителя Моше. Написано так: когда Моше заканчивал давать урок, первыми уходили старейшины. Некоторые ученики оставались, но и они через какое-то время уходили. В конце концов все ученики уходили, и Моше оставлял дом учения. Тогда Йеошуа сопровождал Моше. Именно потому, что Йеошуа был столь преданным учеником, он получил от Моше больше, чем кто-либо другой, и впоследствии стал его преемником (хотя и Аарон с сыновьями, и старейшины, да и весь народ Израиля – постоянно учились у Моше).

Мы можем сказать про Йеошуа бин Нуна, что в своем «создании» он имел четвертого партнера – Моше. Именно в этом кроется объяснение, по версии «а-Мидраш ве а-Маасе», что « Йеошуа бин Нун » пишется с одной точкой (хирик) под буквой «бет» вместо того, чтобы писаться с тремя точками (сеголь). Йеошуа был сыном Нуна. Тора символически «убавила» от полного «бен», написанного с сеголем, означающего отношения Йеошуа с его отцом, чтобы показать, что его учитель играл в его воспитании, безусловно, не меньшую, а большую роль.


http://www.beerot.ru/?p=15525