Недельная глава Шлах
Не следовать за помыслами сердца и за видениями глаз
Заповедано нам не следовать за помыслами сердца и видениями глаз, как сказано: «…и не следуйте за сердцем вашим и за глазами вашими, за которыми блудите вы» (Бемидбар, 15:39).
Смысл этой заповеди состоит в запрете вдумываться в утверждения, противоположные мнению Торы, ибо это может привести к отрицанию основ веры. И если придет в голову человеку задуматься об этих дурных утверждениях, следует ему прервать свои размышления и, напротив, обратить их к путям Торы, добрым и истинным.
И также не нужно человеку следовать за тем, что видят его глаза, а именно, за вожделениями этого мира. Ибо эти желания ведут к злу и позору. И поэтому сказали наши мудрецы (Сифри): «”Не следуйте за сердцем вашим“ – к отрицанию основ веры, и ”за глазами вашими“ – к разврату, как сказано (Шофтим, 14:3): ”И сказал Шимшон отцу своему: ”Ее возьми мне, ибо она хороша в моих глазах”».
Смысл этой заповеди очевиден: благодаря ей оградит человек себя от того, чтобы грешить перед Г-сподом во все дни своей жизни. Ведь недобрые помыслы – источники нечистоты, а грехи – порождение их. Если уничтожить зло на корню, то и порождению его неоткуда будет взяться. Воздержание от дурных помыслов есть корень, из которого произрастает все благо.
И знай, сын мой, и пусть будет всегда на устах твоих то, что сказано нашими мудрецами (Авот, 4:2): «Грех влечет за собой грех, заповедь влечет за собой заповедь». Если позволить греховным помыслам однажды взять верх над разумом, они увлекут тебя многократно. Но если ты будешь мужественен, и тебе удастся превозмочь свое злое начало и закрыть глаза, чтоб не видеть запретное, тебе будет легче и далее поступать так. Ибо любое вожделение увлекает плоть подобно тому, как вино увлекает пьющих его. Пьяницы никогда не напьются вдоволь и, чем больше они привыкают к вину, тем больше желают его. Но стоит пьянице выпить стакан воды, пройдет страсть к вину, и вожделение оставит его. Подобно этому и любое другое вожделение. Чем больше человек следует за своими страстями, тем больше овладевает им его злое начало. Но, превозмогая желания, человек станет радоваться уделу своему и убедится, что «Б-г сделал человека прямым, а они (люди) обратились к расчетам (своей мнимой пользы)» (Коэлет, 7:29) – безо всякой пользы для себя.
Эта заповедь действует в любом месте и в любое время в отношении мужчин и женщин. И нарушает запрет всякий, кто сосредотачивается на мыслях, которые, как мы говорили, уводят человека с пути цельной и чистой Торы, чтобы привести его к отрицанию основ веры, путям горечи и зла. Также и тот, кто следует за своими глазами в поисках вожделений, и всегда думает о том, как достичь еще больших наслаждений, не имея при этом никаких добрых намерений (как, например, быть здоровым, чтобы служить Творцу) – нарушает запрет Торы всякий раз, когда идет этим путем.
Тора не предусматривает телесное наказание за несоблюдение этого запрета, так как нарушением не является определенное действие, от которого можно было бы предостеречь. Человек устроен так, что невозможно, чтобы никогда не увидел он больше, чем следует и никогда не пришли бы ему в голову неподобающие мысли (это не зависит от воли человека; Тора запрещает ему лишь сосредотачиваться на таких мыслях и картинах). Как говорилось раньше, запрет, не предполагающий конкретного действия, не наказывается побоями.
Перевод – рав М. Гафт.