Недельная глава Ваера — Г-сподь постоянно возобновляет все Творение

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2281

Ежедневная цитата

[pull_quote_center] Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Первичная Сущность, которая является причиной существования всего сущего. И все, что есть на небесах и на земле, и все, что между ними, существует благодаря Истинной Сущности[/pull_quote_center]Рамбам (Законы основ Торы, 1:1)

«И засмеялась Сара про себя, говоря: После того, как увяла, будет мне молодость? И сказал Г-сподь Аврааму: «Почему смеялась Сара, говоря: «Подлинно ли рожу, а я состарилась»»» (Берешит, 18:12-13).

В одном из прошлых выпусков «Беерот Ицхак Daily» мы привели слова Рамбана о том, что обещание ангелов о беременности Сары не должно было вызвать в ней смех (и это – несмотря на то, что Сара считала, что они – люди), поскольку для верующего человека нет ничего невозможного, ведь он явно осознает, что все – в руках Творца, и Г-сподь в любую секунду может изменить Свое творение.

Мидраш (Берешит Раба, 48:19) объясняет эту истину следующей притчей. Как-то один человек принес кузнецу разорванную цепь: «Сможешь ли ты ее исправить?» Кузнец удивился: «Если я смог ее сделать, неужели не смогу исправить?»

Сара должна была осознавать, что нет ничего невозможного для Г-спода, и если Он ее создал, то, несомненно, Он сможет и исправить.

Более того, есть глобальная разница между столяром, который создал, к примеру, стол, и Г-сподом, создавшим все творение. Эта разница заключается в том, что с тех пор, как стол был создан столяром, он никак с ним не связан. Творец же постоянно, каждую секунду влияет на все Творение, чтобы оно продолжало свое существование, и без этого влияния все окружающее нас пропало бы. И об этом мы говорим в благословении перед чтением «Шма, Исраэль»: «Который постоянно возобновляет бытие».

Понимание того, что Творец – постоянный источник творения – это основа всей Торы. Рамбам в начале фундаментального труда «Яд а-Хазака» пишет, что весь мир существует каждую секунду только по воле Творца. Это значит, утверждает Рамбам, что существование всего мира неразрывно связано с существованием Творца. Без Него невозможно было бы существование мира! С другой стороны, существование Самого Творца, по словам Рамбама, не зависит ни от чего, ибо Его существование безусловно. Рамбам резюмирует эту идею следующими словами: «Истинность Его бытия несравнима с истинностью их (созданий) существования… Об этом говорит Тора: “Нет ничего, кроме Него” (Дварим, 4:35). То есть бытие всего существующего, кроме Него, не абсолютно».

Чтобы лучше понять слова Рамбама, приведу следующий пример: представим себе певца, который исполняет соло на сцене концертного зала. Если мы зададим себе вопрос, кто или что находится на сцене, ответ, несомненно, будет: только певец. Никто не назовет вместе с певцом также песню, которую он поет. Причина этого: песня, которую исполняет певец, неразрывно связана с ним, каждую минуту «исходит» от него. Весь мир можно уподобить великому гимну Творца. Поэтому существование Творца нельзя упоминать в одном ряду с существованием тех, кого Он создал, ведь существование всего мира — лишь выражение Его Воли, и все творения существуют только по Его Воле.

Рамбам пишет, что знание о том, что Г-сподь является причиной существования всего сущего, является «основой основ и столпом мудрости».


http://www.beerot.ru/?p=7110