Глава Ваеце — «Если Всевышний будет со мной»

Дата: | Автор материала: рав Яаков Галинский

1379
будет со мной

«И дал Яаков обет, сказав: если Б-г будет со мной, оберегая меня на пути, которым я иду, и пошлет мне хлеб для пропитания и одежду для облачения, и если я вернусь с миром в отцовский дом – тогда Г-сподь будет мне Б-гом» (Берешит, 28:21)

Объясняет Сфорно, что он сказал так: если у него будет то, что необходимо для жизни — хлеб и одежда, он не просит излишеств и роскоши, и он вернется с миром, то есть здоровым душой и телом, тогда он обязуется выдержать меру Суда: «Г-сподь будет мне Б-гом», и он сможет выстоять даже проверку меры Суда, на которую намекает слово Элоким (Б-г).

Минутку, я хочу понять: а если у него не будет хлеба и одежды, не дай Б-г, разве тогда он не будет обязан достичь совершенства, выдержать любую проверку? Ведь даже его потомки, которые наверняка не достигли его уровня, выдерживали испытания и в тех тяжелых ситуациях, когда у них не было хлеба и одежды!

Ответим на этот вопрос историей.

Однажды рав Хаим Альберштам, адмор из Цанза, стоял у окна. Он увидел проходящего мимо еврея, и позвал его зайти в дом. Тот зашел с трепетом, и рав спросил его: «Скажи мне, если ты найдешь на улице кошелек, битком набитый деньгами, оглянешься вокруг – никого нет. Что ты сделаешь?»

Тот сразу же ответил: «Что за вопрос, раби? Конечно же, постараюсь вернуть владельцу. Если не буду знать, кто это – опубликую объявления, что нашел кошелек, чтобы владелец пришел, дал опознавательные знаки, и я верну ему».

«Ты простак, — отреагировал рав, — постой тут в стороне».

Подошел к окну и подозвал другого еврея. Тот вошел в дом, и ему был задан тот же вопрос: «Если ты найдешь на улице кошелек с деньгами, что сделаешь?»

У того глаза загорелись: «Раби, Цанз – город, большинство жителей которого – неевреи. Так что если человек что-то нашел, это принадлежит ему, ведь потерявший уже наверняка отчаялся найти свою потерю. Да, было бы здорово… Я бы наконец-то отдал все долги!»

«Ты – злодей, — сказал рав, — постой-ка тоже в стороне».

И вернулся к окну. Позвал третьего еврея, и задал ему тот же вопрос. Что он сделает, если найдет на улице кошелек, полный денег.

Тот ответил: «Если бы Вы, раби, спросили меня, что следует сделать – я бы сказал, что нужно постараться найти потерявшего, и вернуть ему потерю. Но Вы спрашиваете, что бы я сделал – честно говоря, не знаю. Доброе начало подталкивало бы меня вернуть, дурное начало стало бы искать всякие разрешения не возвращать – мол, город, большинство жителей которого – неевреи, и следует в первую очередь думать о семье, и не устрожать за счет детей… Они (доброе начало и дурное) стали бы воевать, и я не знаю, кто бы победил…»

«Ты – умный!» – произнес раби.

И более того: именно он вернет пропажу. Потому что он знает, что придет испытание, и он готов к нему. Он знает, что скажет ему злое начало, и сможет принять правильное решение!

Именно это и сказал наш праотец Яаков: Владыка мира, до сих пор я спокойно жил в доме своего отца, а потом – в шатрах Шема и Эвера, у меня были хлеб и одежда, я обладал крепким здоровьем, и был я иш там – цельным, совершенным человеком. Если и в дальнейшем у меня будет то, что мне необходимо для жизни – я смогу обязаться. А если нет – я попаду в испытание. Что будет? Доброе и дурное начало станут воевать. И кто победит? Неизвестно…

Поэтому-то и сказали наши мудрецы: никогда человеку нельзя ставить себя в ситуацию испытания, ведь царь Давид вызвал на себя испытание, – и не выдержал его!

Ну, а если царь Давид не выдержал испытания, и наш праотец Яаков боялся испытания, то уж мы-то – тем более!


http://www.beerot.ru/?p=43952