Ваеце — «Из глубин» по урокам гаона рава Моше Шапиро — Суть идолопоклонства

Дата: | Автор материала: Рав Симха Мандельбойм

1710

Трафим говорят лживое

«И украла Рахель трафим (вид идолов), бывших у ее отца» (Берешит 31:19).

Что такое трафим, Писание не поясняет, но об этом говорят наши мудрецы («Танхума», Ваеце, 12): «Почему они называются словом трафим? Поскольку являются тореф – мерзостью, производным тумы (нечистоты). Как их делали? Приводили первенца человека, зарезали его и засаливали с солью и благовониями. Затем на золотой пластине писали имя духа нечистоты и клали ее с колдовскими обрядами ему под язык. Ставили его у стены, зажигали перед ним свечи и кланялись ему, а он говорил с ними шепотом. Об этом и сказано в Писании (Захария, 10): “Ибо трафим говорят лживое”». Об этом же написано в «Зоаре» (164а): «Сказал раби Йоси: Что такое трафим? Это форма идолопоклонства. И почему она так называется? Чтобы ее опозорить, как мы учим: в срамном месте (маком тореф). Откуда известно, что это идолопоклонство? Как написано: “Зачем ты украл моих богов?”, а также: “Тот, у кого найдешь своих богов”. Лаван владел всеми видами колдовства, какие есть в мире, и с их помощью знал все, что хотел знать».

Отсюда видно, что трафим – это разновидность идолов. Теперь понятно, почему Рахель их украла: «Она хотела отделить своего отца от идолопоклонства» (Раши там, и то же в «Танхума» и в «Зоаре»).

«Зачем ты украл моих богов?»

Когда Лавану стало известно, что его идолов больше нет у него дома, эта великая «потеря» чрезвычайно огорчила его. Он постарался всеми силами вернуть их. Едва встретив Яакова, он тотчас направился обыскать все его шатры – вдруг идолы находятся там? Рахели понадобилось особое объяснение, чтобы не позволить своему отцу проверить подушку седла верблюда, на котором она сидела. Ясно, что здесь не было речи о поиске пропавшего предмета. Не из-за этого пробудился гнев Лавана, и он лишился покоя. Постараемся пояснить это.

Идолы были для Лавана символом идеологии, лишенной всякой крупицы доверия к Б-гу. Их пропажа так раздосадовала его, поскольку человек привыкает жить в мире причин и следствий, в мире, в котором будущее всегда известно ему заранее. И ему очень трудно приспособиться к состоянию, при котором будущее становится туманным и неведомым. Лаван не был готов жить, как слепой во мраке, он хотел «управлять своей жизнью» и знать, что должно случиться в дальнейшем. Так он чувствовал, что не отдан в руки Высшей Силы, загадочной и скрытой, и это ощущение давали ему идолы, возвещавшие будущее. Но в том-то и состояла цель праведной Рахели: искоренить это мировоззрение из дома своего отца и открыть ему упование на Всевышнего.

Дети Рахели

Самоотверженность Рахели, когда она подвергла себя опасности, чтобы искоренить идолопоклонство в доме своего отца, передалось и ее детям. О ее первенце Йосефе сказано (Теилим 40:5): «Счастлив муж, возложивший на Б-га упование свое». Йосеф видел, как Б-г управляет всем. Язык его был приучен постоянно произносить Имя Небес (см. Раши, Берешит, 40:23). Младший сын Рахели Биньямин назван «другом Б-га» (Дварим 33:12) в силу великого упования на Него, как мы увидим далее.

Мордехай не поклонился

Мудрецы говорят («Ялкут Эстер», 1054): «”А Мордехай не поклонился”. Сказал Аман Мордехаю: Мы ведь видим, что твои предки кланялись моим [Яаков кланялся Эсаву], как сказано: “И поклонился до земли семь раз”. Ответил ему Мордехай: Мой праотец Биньямин был еще в утробе матери и не кланялся, а я – потомок его сыновей, как сказано: “Человек из рода Биньямина (Йемини)”. И как мой праотец не кланялся, так и я не поклонюсь».

Основа нашей веры – «Нет никого, кроме Него». Не существует никакой силы в мире, основой которой не было бы единство Творца. Не бывает сил, которые действовали бы обособленно и не зависели от общей системы, управляемой Творцом. Все силы, действующие в мире – все цари и правители – являются лишь посланниками Творца, действующими благодаря Его силе и в соответствии с Его замыслом.

В свете такого мировоззрения ясно и очевидно, что евреям не следует позориться и проявлять покорность, чтобы снискать милость в глазах властителей-злодеев, искореняющих истинную веру. Ведь такое поведение выглядит противоречащим вере в исключительную власть Всевышнего. Впрочем, бывают периоды, когда, в соответствии с указаниями наших мудрецов, мы должны делать вид, что не бросаем вызова явным властвующим силам (Брахот, 7б): «Если видишь злодея, которому благоволит удача, не бросай ему вызов, как сказано: “Будут успешны пути его в любое время…”».

Такое руководство верно для всего народа, однако есть одиночки, которым запрещено, в соответствии с их высокой ступенью в вере и уповании, льстить могущественным злодеям даже в таких ситуациях. Среди таких избранных был Биньямин, сын Рахели, который никогда не подчинялся посторонним силам. Поэтому Высшее Провидение сделало так, что когда остальные сыновья Яакова поклонились Эсаву, Биньямин еще не родился. Так было нужно, чтобы ему не пришлось оказывать почет этой силе (Эсаву), вышедшей за рамки единства Творца, даже очень условно. Так и Мордехай, потомок Биньямина, укрепился в качествах своего праотца: не встал и не дрогнул перед Аманом, сделавшим себя объектом поклонения.

Биньямин – едид (близкий друг) Б-га

Род Биньямина отличается тем, что ему досталась в надел земля, на которой в дальнейшем был построен Храм. К тому же это колено удостоилось называться возвышенным именем «едид (близкий друг) Б-га» (Дварим 33:12). Вот смысл этого звания. Есть два вида близких приятельских отношений. Обычно действует принцип «Левая (слабая) рука отталкивает, а правая (сильная) – приближает» (Сота, 47а). Иными словами, постоянное состояние близости сопровождается временными охлаждениями в отношениях. Но есть и другой тип отношений, который называется едидут (ידידות) – словом, происходящим от удвоения слова «рука» (яд, יד). Это более глубокие отношения, при которых и правая рука, и левая только приближают. Такие отношения крепки, постоянны и никогда не прерываются. Биньямин был постоянно привязан к Б-гу и никогда не вел себя так, чтобы разрушить эту связь: «Мордехай не поклонился». Вот почему он удостоился называться «едид Ашем», близким другом Б-га – Всевышнего, который «витает над ним весь день» (там же) и выказывает ему постоянное дружеское отношение.

Между плеч его обитает

«Они [братья его, после того, как был найден кубок Йосефа] стояли и били Биньямина между плеч, говоря: “Вор, сын воровки, ты опозорил нас. Ты сын своей матери, и она также опозорила нашего отца”. И из-за тех ударов, которые ему нанесли между плеч, он удостоился того, что Шехина снизошла ему между плеч, как сказано (Дварим, 33): “Витает над ним весь день, между плеч его обитает”» («Танхума», Микец, 10).

Наши святые мудрецы открывают нам причину, по которой колено Биньямина удостоилось пребывания Шехины на своей земле. Она в том, что остальные сыновья Яакова подозревали Биньямина в намеренной краже кубка Йосефа. За это они ударили его и устыдили, говоря: «Горе вору, сыну воровки – сыну Рахели, которая украла идолов у Лавана». Из-за этих ударов Б-г поместил Свою Шехину в наделе Биньямина – «между плеч его».

Этот мидраш удивителен и требует пояснения. В чем смысл ударов, которые пришлись именно между плеч Биньямина? И в чем связь между полученными ударами и пребыванием Шехины на его земле?

Объяснение мидраша

Можно понять это в соответствии с приведенным выше принципом: сыновья Яакова полагали, что в столь тяжелой ситуации, с какой они столкнулись в Египте, опасной для жизни, нельзя противодействовать Йосефу (неузнанному, который на их взгляд был идолопоклонником). Отыскав кубок в мешке у Биньямина, они подумали, что он следует по стопам матери: как она в свое время украла идолов у ее отца, так он теперь выкрал кубок у Йосефа [такие кубки использовались для гадания, см. Берешит (44:15)]. И они сказали ему: «Горе вору, сыну воровки». Они сопротивлялись самому подходу, который не допускал показывать покорность перед идолопоклонником в час, когда ему благоволит удача. Это сопротивление выразилось в том, что они ударили Биньямина «между плеч» – в то место, где соединяются обе руки (слово едид составлено из двух слов яд – рука) – чтобы пресечь поведение, называемое «друг Б-га». И хотя сыновья Яакова совершили ошибку в этом, а Биньямин на самом деле не крал кубка, все же ему пришлось проявить мужество и силу, чтобы не поддаться этим ударам, нацеленным на то, чтобы сбросить его с его ступени. Биньямин не уступил и еще больше укрепился в своем принципе – несмотря на гнев и сопротивление остальных братьев. За счет этого он поднялся до еще более высокого уровня и удостоился того, что «Шехина снизошла ему между плеч, как сказано: “Витает над ним весь день, между плеч его обитает”»…

 

Итог

Итак, наша праматерь Рахель была готова пожертвовать собой ради искоренения идолопоклонства. Эту силу она передала своим потомкам, и они низводили все чужеродные силы, властвующие в те времена, даже ценой самопожертвования.

В заслугу тех, кто придерживаются принципа «друг Б-га», мы удостоимся исполнения того, о чем говорится в конце приведенной цитаты из мидраша (Рабейну Бехайе, Берешит 31:19): «[В заслугу того, что Рахель украла идолов] Святой, благословен Он, обещал ее детям истребить идолопоклонство из мира, и об этом написано (Йешаяу, 2:18): “А идолы полностью сгинут”».

 

Трафим – ослабление

Продолжим размышлять над сутью идолопоклонства. Чтобы глубже понять, что это были за идолы, нужно прежде задуматься об идолопоклонстве в общем. Это мировоззрение основано на принципе: «мир движется по своему порядку», на системе причин и следствий. Кто живет согласно этой системе, думает, что все, что произойдет в будущем, уже находится в настоящем в виде причины и само собой воплотится, когда она произведет свое следствие. Идолопоклонники представляют, что мир движется без провидения и направления Свыше – и все развивается само собой. По их мнению, человек выигрывает или теряет, преуспевает или спотыкается в силу случайности, вследствие причин, имеющих место в мире. Такой взгляд уводит человека от причастности к Всевышнему. Ведь когда все его будущее заранее известно и гарантировано, нет смысла прикладывать усилия в молитве и совершать добрые дела, чтобы удостоиться хорошего будущего. Достаточно лишь постараться найти причину, которая принесет желаемое.

Но тот, кто связывает события жизни с провидением Всевышнего, будет стараться исправить свои поступки и укрепиться в молитве, чтобы достичь желаемого. Краеугольный камень нашей религии – вера в то, что все творение находится в руках Творца. Наша вера и вера наших отцов – в то, что Всевышний «восседает на небесах» (т.е. находится над этим миром) и направляет события, чтобы воздавать каждому по заслугам – как хорошим, так и плохим. Хоть и кажется, что естественные причины вызвали успех или неудачу, эти причины являются не более чем посланниками, исполняющими веление Царя. Эта основа нашей веры изложена у Рамбана (Шмот, 13:16): «Все происходящее с нами, все события – это чудеса, вне рамок природы и естественных мировых законов, как для общества, так и для индивидуума [т. е. причины их – не природные]. Если кто-либо исполняет заповеди, к нему придет награда, а если нарушит их, его поразит наказание, и все это – по велению Всевышнего!»

Теперь можно понять, почему Тора называет идолопоклонство трафим, от рифьон(ослабление, см. Рамбан к Берешит 31:19). Он говорит там, что понятие трафимпроисходит от слов «ослабление рук», рифьон ядаим, и ссылается на Тору (Шмот, 5:17): «Расслабились вы». Это удивительное открытие для всякого, кто размышляет! Само изготовление идолов происходило от расслабления, как говорится в «Зоаре» (164а), и потому они так названы: «Почему они называются трафим? Потому что за них хватаются в определенное время, а в остальное время убирают руки от них, как сказано: “Отними [буквально – ослабь] руку свою”».

Связь между идолопоклонством и расслаблением состоит в том, что весь смысл первого – создать иллюзию, будто все события происходят «расслабленно», сами собой, в силу существующих обстоятельств. В отличие от этого, уходящий от идеи трафим верит, что будущее не является обязательным следствием настоящего, но зависит от воли Творца. В этом и заключается вред и порочность веры в идолов, которые заставляют человека ослабить свое упование на Обновляющего каждый день творение мира, расслабиться в служении Б-гу и даже осквернить свои поступки (трафим также происходит от слова мерзость, нечистота, как объяснялось выше). Рамбан говорит об этом (Берешит, 31:19): «Маловерные делают их себе богами – они не обращаются к Славному Имени и не молятся Ему, но занимаются ворожбой и тем, что возвестят им идолы».

Нида – идолопоклонство

Виленский Гаон объясняет, что Рахель не обманула своего отца, сказав ему (Берешит, 31:35): «Потому что не смогу встать перед тобой, ибо у меня то, что обычно бывает у женщин». Она хотела намекнуть, что у нее находятся идолы, которые делают ритуально нечистым так же, как менструация (нида).

Здесь кроется удивительный смысл. Среди чудес нашего святого языка есть название детородного органа – матки (רחם). Из тех же букв, если изменить их порядок, получается слово «завтра» (מחר). Смысл этого в том, что матка указывает на принцип «завтра» – на рождение нового, которое не является продолжением и следствием сегодняшнего дня. Символ появления нового – рождение человека, нового существа, которое не подчинено прошлым событиям.

А нида указывает на нарушение принципа «завтра». Менструальная кровь возникает, когда матка теряет силу рождения. Поэтому она аналогична идолопоклонству. Ведь суть их одинакова – наложить понятие, называемое «сегодня», на существующую систему и удалить из нее понятие «завтра», обновление, которое не укладывается в рамки причин и следствий. Чистое «завтра» не является продолжением «сегодня». На это и намекала Рахель, говоря: «Ибо у меня то, что обычно бывает у женщин».

Трафим в наши дни

Большая часть языческих религий древности исчезла из мира. От идолов, называемых трафим, ничего не осталось. Но суть идолопоклонства все еще действует в мире. Наш современник также привык искать для каждого события причину. Он не чувствует себя спокойно, пока не «облачает» обстоятельства в причинно-следственную цепочку. И постоянно воспринимает будущее как продолжающееся прошлое. Это будущее в категории трафим – то, которое возникает естественно и само собой. Наш современник постоянно обращает взор к таким трафим: к прогнозам и различным интерпретациям, предсказывающим будущее и объясняющим настоящее как цепочку причин и следствий. Войны и мир, выборы, экономика и даже дожди, – все словно предсказано заранее, все хорошо объяснено естественным процессом порождения следствий причинами.

Но все это – иллюзия. Кто полагается на разум, сумеет разрушить эти иллюзии. Истина укажет путь – большинство таких прогнозов оказываются ненадежными… Нет никакого естественного процесса, которым можно было бы объяснить тайну бытия нашего народа. Согласно естественным причинам мы давно должны были перестать существовать.

Мы должны подняться над идеями идолопоклонства и перестать доискиваться будущего. Нужно шагать по пути, проложенному для нас мудрецами (см. Раши к Дварим, 18:13): «Иди с Ним доверчиво и ожидай Его, не исследуй будущее, но что бы ни пришло к тебе, принимай это с полноценной верой». Будем всегда повторять себе, что «все происходящее с нами, все события, – это чудеса вне рамок природы и естественных мировых законов» (Рамбан, Шмот 13:16). Поэтому обратим взоры к Началу всех начал и Причине всех причин и будем хранить эту близость, основанную на знании, что нет никого, кроме Него. В награду за это мы удостоимся сверхъестественного бытия, относящегося к понятию «завтра».

Закончим цитатой из святой книги рава Хаима из Воложина («Нефеш а-Хаим», 3:12): «На самом деле это важное дело и чудесное средство, чтобы устранить от себя все наказания и чужие желания, чтобы они не могли властвовать и не оставляли никакого следа. Когда человек утверждает в сердце: “Г-сподь – действительно Б-г Всесильный, и нет никакой силы в мире, кроме Него, и все миры вообще полны лишь Его простым единством”, он полностью очищает свое сердце и уже не обращает внимания ни на какие силы и желания в мире. Он подчиняет и привязывает свою чистую мысль только к единому Г-споду. Тогда и Творец обеспечит, чтобы все силы и желания в мире отстранились от него и не смогли никак повлиять на него».

Перевод под редакцией р. Г. Спинаделя. Книга «Из глубин. О разделах Торы» вышла в издательстве «Ам а-Сефер»Приобрести книгу можно в магазинах еврейской книги.


http://www.beerot.ru/?p=29449