Ваешев — В чем разница между Тамар и женой Потифара?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1904

Ежедневная цитата

[pull_quote_center]Основа жизни человека – постоянно укрепляться в преодолении [своих дурных] качеств. И если он этого не делает, то зачем живет?![/pull_quote_center]Виленский Гаон, «Эвен Шлема» (1:2)

«А Йосеф был низведен в Египет, и купил его Потифар, царедворец фараона…» (Берешит, 39:1)

Раши пишет, что причина, по которой Тора возвращается к повествованию о Йосефе именно после истории с Тамар, – чтобы сопоставить поступок жены Потифара и поступок Тамар. Как у Тамар, так и у жены Потифара были возвышенные намерения. Жена Потифара (на основе астрологии) предвидела, что ей суждено иметь потомство от Йосефа, поэтому она его возжелала. Но она не знала, от нее ли самой произойдет это потомство или от ее дочери (будущая жена Йосефа, Оснат, была ее дочерью).

Если у обеих этих женщин были высокие цели, почему же так разошлись их пути? Ведь Тамар удостоилась удачного «продолжения», а жена Потифара была достойна проклятия.

Великий машгиах ешивы Мир рав Йерухам Лейвович в книге «Даат Тора» (1:50) пишет, что недостаточно хорошего начала. Даже когда мы начинаем что-либо с «самыми лучшими намерениями», нет уверенности, что конец будет таким же. Мы должны знать, что расстояние от «начала» до «конца» весьма велико. Основа служения Творцу – прикладывать большие усилия, чтобы хорошее начинание оставалось хорошим до конца.

И в этом суть различий между Тамар и женой Потифара. Праведница Тамар постоянно вкладывала все усилия в заботу о том, каким образом она сможет продолжить и «завершить» свое праведное начинание. Она не верила только в себя, и изо всех сил стремилась к праведности. Когда она встала перед испытанием – не опозорить другого человека, то сказала: «лучше дать бросить себя в огонь, нежели заставить ближнего побледнеть от стыда на людях». Таким образом, и ее «завершение» было праведным.

Совсем не так вела себя жена Потифара. Несмотря на то, что ее начинание было хорошим, она, мягко говоря, не хранила свою праведность, а жила по принципу «цель оправдывает средства».

Человек должен знать и беспрерывно помнить, утверждает рав Лейвович, что не в «начинании» гарантия праведности. Многие хотят творить добро и встают на правильный путь, но мало тех, кто сохраняет свою праведность до конца.


http://www.beerot.ru/?p=8310