Недельная глава Ваешев
Зависть во имя Небес
Пытаясь понять то, что произошло между Йосефом и братьями, всегда нужно помнить о нескольких вещах. Речь о величайших людях, потомках Авраама, Ицхака и Яакова. Помнить о том, что их желания и устремления – это не наши желания и стремления. И что все, что там происходило, имело глубочайший смысл и важные последствия для будущего народа Израиля.
Вплоть до главы Ваешев противоборствующие стороны четко делились на «белых» и «черных». Всегда был виден контраст и разделение между святостью и нечистотой, между добром и злом. Противостояние Авраама и Нимрода, Ицхака и Ишмаэля, Якова с Эсавом и Лаваном, — каждый раз было очевидно, кто праведник, а кто — нечестивец, где кроется свет, а где — тьма. Но здесь, в главе Ваешев, нет ничего очевидного. Все — сыны Яакова, все — возвышенны и любимы Всевышним. И что мы можем сказать обо всем этом?
Описывая действия братьев, комментаторы поясняют, что в основе их было заложено стремление избавиться от преследования. То преследование, которое позволяет человеку предпринимать меры для собственного спасения.
Когда Йосеф поведал братьям содержание своих снов, они пришли к выводу, что он пытается запустить процесс отбора, подобный которому уже происходил дважды. У Авраама было два сына — Ишмаэль и Ицхак. Ицхак остался продолжателем дела отца, а Ишмаэль остался в стороне. У Ицхака было два сына – Эсав и Яаков. И вновь старший сын остается не у дел, а младший продолжает дело своих отцов.
Иными словами, братья видели в Йосефе не только юного доносчика, из-за слов которого они могут быть серьезно наказаны отцом. Йосеф олицетворял для них того преследователя, который навечно может оставить их в мире тьмы.
Рав Аарон Котлер в «Мишнат Аарон» подробно поясняет то, насколько Йосеф был достоин, чтобы именно от него произошли двенадцать колен Израилевых. И что он обладал всеми качествами, которыми обладали три праотца нашего народа. Если это понимаем мы, то очевидно, что понимали и братья. И это добавляет ясности для понимания причин их великой зависти и жесткого отношения к Йосефу.
Но нужно не забывать, что их зависть – это не наша зависть. Наша зависть обычно ограничивается денежными вопросами и прочими меркантильными темами. Их же зависть определялась стремлением стать частью колесницы, на которой пребывает Шехина. Они были уверены, что в их сердцах нет места для обычной людской зависти. Что все их поступки совершаются исключительно во имя Небес. Это подтверждает факт присоединения Самого Всевышнего к миньяну, когда им не доставало десятого, чтобы наложить херем на того, кто поведает Яакову о продаже Йосефа.
Три испытания
Сказано в Пиркей Авот: «Зависть, страсть и почет – выживают человека из этого мира». Эти три вида испытаний являются основной причиной почти всех наших преступлений. На любом этапе нашей жизни, всегда присутствуют все эти три испытания, однако у каждого возраста один из них особенно выделяется. И порядок испытаний соответствует взрослению человека. Так, в молодости человек больше подвержен зависти. В зрелом возрасте человеку больше досаждают страсти. А в преклонном возрасте человек становится мишенью для испытания почетом.
Если сделать экскурс в Танах, то можно увидеть, что цари Израиля подвергались атакам злого начала по вышеприведенной схеме.
Так, первый царь еврейского народа – Шауль – был атакован завистью. Настоящая неприязнь к Давиду началась с того, что женщины стали превозносить Давида выше Шауля: «И пели веселившиеся женщины, и говорили: поразил Шауль тысячи свои, а Давид – десятки тысяч свои. И очень разгневался Шауль, и очень дурным показалось ему это, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне дали тысячи, уже (недостает) ему только царства!» (Шмуэль 1, 18:7-8).
Уже следующий царь Израиля – Давид — сам попросил у Всевышнего испытания, как сказано: «Испробуй меня, Г-споди, и испытай меня…» (Теилим, 26:2). И Всевышний дает положительный ответ, сообщая, что испытание будет страстью. И как следствие: «И было, в вечернее время встал Давид с ложа своего и прохаживался по кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину; а женщина та очень красива видом» (Шмуэль 2, 11:2).
Завершает список из трех царей Йеровам сын Невата. Понимая, что, поднявшись в Иерусалим на праздник, ему придется стоять в присутствии восседающего на троне царя Иудеи, он просто решил запретить посещение Иерусалимского Храма. Он поставил золотых тельцов в Дане и в Бейт Эле, установил осенью выдуманный праздник, и вынудил все десять подвластных ему колен поклоняться идолам. И все почему? Потому что опасался быть опозоренным в глазах своих подданных. Это и было испытание почетом.
Теперь не покажется случайностью и то, что сыновья Яакова должны были пройти через эти же три испытания.
Продажа братьями Йосефа – испытание завистью, Йосеф и жена Потифара – испытание страстью, Йеуда и Тамар – испытание почетом (когда Тамар отдала Йеуде улики, он мог скрыть их во избежание величайшего позора).