Лакомства к субботнему столу — глава Ваигаш

Дата: | Автор материала: null

827
глава ваигаш

Земли жрецов

«Только земли жрецов он не купил, ибо положен был участок жрецам от фараона, и они питались со своего участка, который дал им фараон; посему и не продали земли своей» (Берешит, 47:22).

Читая стих о земле жрецов, оставленной Йосефом, изумляешься. Ведь, на первый взгляд, было бы правильно воспользоваться ситуацией и, в первую очередь, отнять именно земли жрецов! Ведь это жрецы идолов, являющиеся самым большим источником духовной нечистоты. Да и вряд ли фараон стал бы вмешиваться в дела Йосефа, баснословно обогатившего его и спасшего от голода всю страну. Так почему же Йосеф не воспользовался случаем нанести удар по представителям сил зла?

Атеисты и верующие

Рав Ицхак Зильбер (благословенна память праведника) часто приводил пояснение, что атеисты и прочие безбожники всегда хуже, чем люди верующие, даже если они движимы сомнительными побуждениями.

А в качестве иллюстрации он приводил сравнение между последствиями деятельности испанской инквизиции и последствиями деятельности глав ведущих держав времен Второй мировой войны. Менее чем за сто лет антиеврейской деятельности, инквизицией были замучены около семидесяти тысяч евреев. В результате Второй мировой войны, развязанной светскими лидерами Германии и Советского союза, погибли шесть миллионов евреев и десятки миллионов представителей других народов! Рав Ицхак Зильбер объяснял эти цифры не разницей в технических возможностях (почитайте мидраши на «Мегилат Эйха», где рассказывается о миллионах евреев, погибших во время разрушения Иерусалимского Храма), а тем, что приверженцы религиозных убеждений обладают хоть какими-то рамками и правилами, соблюдения которых строго придерживаются. Наличие вероисповедания, предусматривает и наличие канонов. Какими бы они ни были, их соблюдение обеспечивает присутствие минимального порядка и хоть какой-то справедливости. Люди же светские, одержимые идеями и не ограниченные никакими рамками, способны пойти на любые жертвы ради достижения поставленной цели.

Итро, спасший Йосефа

В «Таргум Йонатан» (Берешит, 47:22) говорится, что Йосеф не просто так оставил земли жрецам. Этим он выразил свою благодарность за то, что они отвергли обвинения жены Потифара. По-видимому, после проведенного расследования им стало очевидно, что речь идет о навете. Разумеется, оправдать бесправного египетского раба, когда против него «свидетельствует» вельможа, не представлялось возможным. Однако изменить смертный приговор на тюремное заключение им все же удалось. Духовенство, будучи единственно образованной прослойкой общества, выступало в роли судей. И, как видно из истории с Йосефом, они же представляли собой единственную силу, способную на хоть какую-то справедливость. Особенно, когда среди них находится такой человек, как Итро. Да, да! Это не ошибка. Так следует из пояснения Рабейну Бахье о причине бегства Моше именно туда, где жил Итро. Моше понимал, что египетские власти не оставят его в покое и за пределами их империи. Почему он бежит к Итро? Он направился именно туда, зная, что на имущество и свободу действий Итро, как бывшего египетского жреца, не распространяется власть фараона. Здесь ему легче затеряться. Предположение Моше полностью оправдалось. Благодаря этому комментарию Рабейну Бахье, Итро открывается для нас не только как советник фараона, отказавшийся участвовать в заговоре о порабощении евреев (трактат Сота), но и как спаситель Йосефа.

Миссия Йосефа

«Но теперь не печальтесь, и да не покажется вам досадным, что вы продали меня сюда; потому что для сохранения жизни послал меня Б-г перед вами» (Берешит, 45:5).

История о продаже Йосефа и его становлении в Египте всегда вызывает немало вопросов. Например, почему Йосеф не попытался сообщить отцу о том, что он жив, когда достиг величия и получил свободу действий?

Чтобы разобраться с этим вопросом, нам потребуется обратить внимание и на другие проблемы, возникающие при изучении этой темы. Когда фараон попросил пояснить содержание снов, почему Йосеф стал давать советы? Разве его позвали ради советов? Зачем Йосеф, уже находясь у власти, переселил все население Египта, да еще потребовав от них насильственного обрезания? Какая польза может быть от того, что идолопоклонники совершат обряд, который вообще не является для них заповедью? Ведь нигде не сказано, что хоть кто-то из египтян прошел гиюр! И еще непонятно, почему фараон потакал во всем Йосефу говоря: « …пойдите к Йосефу, что он вам скажет – делайте» (Берешит, 41:55).

Поведение Йосефа объясняет рав Моше Альшех («Торат Моше»). Сказано в книге «Зоар» (192:2), что Йосеф был послан Небесами в Египет для того, чтобы подготовить почву для прибытия туда Яакова с семьей. Йосеф выступал там в роли колесницы Всевышнего, на которой пребывала Его Шехина.

И поскольку не все еще было готово, преждевременный приход Яакова в Египет мог ускорить погружение его семьи в нечистоту этой страны. Ведь как спешил потом Всевышний вызволить евреев из египетского плена — только бы они не успели опуститься до пятидесятой ступени нечистоты. И все это — потому что Египет является наиболее духовно-нечистым местом на всей земле, как говорится об этом в «Коэлет Раба» (1:9). Поскольку земля египетская считалась самым нечистым местом, она и была выбрана на роль «плавильной печи» для народа Израиля, где влияние внешней среды будет особенно сильным, а процесс очищения будет наиболее эффективным.

Вот и устроил Всевышний так, чтобы сыновья Яакова спустились в Египет, где под воздействием бедности и рабского труда очистились от скверны первородного греха. Чтобы еврейские души и тела были очищены от примеси скверны змея.

Однако при этом Всевышний сделал так, чтобы сыны Яакова не подпадали под влияние небесного покровителя Египта. И чтобы пропитание их зависело не от египтян, а напрямую шло от Всевышнего. Поэтому Всевышний отправил Йосефа в Египет за двадцать два года до того, как туда спустятся Яаков с сыновьями. Йосеф должен был стать проводником Шехины, распространение которой совершалось двадцатью двумя буквами Святого языка, на котором написана Тора. И чтобы ангел-покровитель Египта не мог хвастаться тем, что сыновья Яакова пребывали там под его покровительством, а значит, под его влиянием. Именно для этого и были посланы Всевышним семь сытых и семь голодных лет, что было не по силам никакому небесному покровителю. А Яаков с сыновьями пришли в Египет как раз в голодные годы, чтобы питаться едой Йосефа, а не египтян.

Это же объясняет непонятные моменты во сне фараона. Коровы вдруг появлялись не из полей, а из реки, а семь колосьев сытых лет произрастали не прямо из земли, а на одном стебле, что должно было указать на Б-жественную причину. И тучные, и худые коровы выходили из Нила, что являлось знаком наличия воды в реке даже в голодные годы. А причиной благоденствия и неурожая очевидно являлся Всевышний, а не природные условия. Также и семь колосьев, произрастающих на одном стебле, пришли подчеркнуть единство Творца, и что спасение Египта передано Небесами в руки одного человека (одного стебля), – Йосефа. Поэтому и сказал Йосеф, что необходимо назначить такого человека, который будет подходить на роль проводника Б-жественного изобилия. А назначение на эту роль человека, не имеющего отношения к Всевышнему, может повлечь за собой непоправимые последствия.

Насильственное переселение и обрезание всех египтян также было связано с подготовкой условий нормальной адаптации семьи Яакова. Переселение с насиженных мест было сделано для того, чтобы разрушить созданные каналы, по которым жители Египта подпитывались силами духовной нечистоты. А требование совершить обрезание имело целью ослабить влияние сил разврата, свойственных той земле.

Приведенные пояснения дают нам возможность понять причину того, что Йосеф не сообщал отцу о себе на протяжении двадцати двух лет. Ведь он был занят важным делом – ослаблением влияния сил небесного покровителя Египта и распространением там Шехины. А если бы он сообщил отцу о себе, то Яаков мог бы предпринять попытку спуститься в Египет. А для этого еще не были готовы все условия. С другой стороны, и отец мог обязать Йосефа прийти в землю Кнаана, на основании заповеди уважительного отношения к родителям. А разве можно было отложить выполнение столь важной задачи, от которой зависело будущее всего народа Израиля.

подготовил рав Нахум Шатхин


http://www.beerot.ru/?p=44291